0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Немаркированная алкогольная продукция

Статья 171.1 УК РФ. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным — один миллион пятьсот тысяч рублей.

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Комментарии к ст. 171.1 УК РФ

1. Марки акцизного сбора были введены на территории Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 14.04.94 N 319 «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора» в целях полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории РФ подакцизных товаров.

Позднее Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установил, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке. Алкогольная продукция, производимая на территории РФ, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется специальными марками, приобретаемыми организациями, осуществляющими производство такой продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ. Алкогольная продукция, импортируемая на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу.

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

Эти положения Федерального закона конкретизируются в Постановлениях Правительства РФ: от 04.09.99 N 1008 «Об акцизных марках»; от 21.12.2005 N 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции»; от 21.12.2005 N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»; от 31.12.2005 N 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками» и др.

Постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 N 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» в целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет налогов и сборов, а также за легальностью производства табака и табачных изделий была введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт. Ответственными за маркировку являются организации-производители этих изделий.

2. В целях реализации действовавшего в тот период Закона РФ от 10.06.93 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», охраны интересов и прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и привлечения дополнительных средств в доходную часть бюджета с 1 апреля 1999 г. на территории РФ при маркировании товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, были введены знаки соответствия с учетной информацией к ним, защищенные от подделок (см. Постановление Правительства РФ от 17.05.97 N 601 «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок»). Однако на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 82 были отменены Постановление Правительства РФ от 17.05.97 N 601 и все другие постановления Правительства по вопросам маркировки товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок.

СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4822.

3. Объективная сторона может быть выражена совершением одного из следующих действий: производство, приобретение, хранение, перевозка, сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке акцизными либо специальными марками.

Производство — это деятельность по изготовлению товаров и продукции, подлежащей в соответствии с нормативными актами обязательной маркировке специальными марками. Преступление в форме производства немаркированных товаров и продукции будет совершено, когда товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке специальными марками, не прошли этой операции и подготовлены к выпуску из соответствующей организации.

Читать еще:  Можно ли продать военный билет

Понятие приобретения охватывает многочисленные способы, посредством которых лицо становится обладателем немаркированных товаров и продукции (покупка, получение в обмен на другие товары и услуги, взаймы или в дар, в качестве уплаты долга и т.д.).

Хранение — содержание немаркированных товаров и продукции в различных местах (склады, базы, другие помещения и хранилища, транспортные средства и т.д.), позволяющее обеспечить их сбережение.

Перевозка товаров и продукции выражается в перемещении их с одного места в другое любым видом транспорта.

Сбыт охватывает любые способы возмездной или безвозмездной передачи, отчуждения, распространения немаркированных товаров и продукции (продажа, дарение, передача в обмен на другие товары или услуги, в счет уплаты долга, возмещения ущерба и т.д.).

Приобретение, перевозка, сбыт могут иметь форму продолжаемого, а хранение — длящегося преступления.

4. Обязательным условием уголовной ответственности по ч. 1 ст. 171.1 является совершение перечисленных выше действий в крупном размере. Понятие крупного размера раскрыто в примечании к ст. 169 УК и определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 250000 руб.

5. Преступление совершается с прямым умыслом. При производстве, приобретении, хранении, перевозке немаркированных товаров и продукции обязательно наличие цели сбыта этой продукции.

6. Субъектом преступления могут быть руководители коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся подобной деятельностью без регистрации и при отсутствии соответствующей лицензии. В последнем случае возможна квалификация действий виновного по совокупности ст. ст. 171 и 171.1 УК (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

7. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35 УК.

8. Не образует совокупности преступлений последовательное совершение действий, предусмотренных ст. 171.1, с одной и той же партией немаркированных товаров и продукции (например, приобретение, хранение, перевозка с целью сбыта и последующий сбыт немаркированных товаров). Деяние в целом должно рассматриваться как единое преступление.

9. Понятие особо крупного размера совершения преступления раскрыто в примечании к ст. 169 УК и определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 1 млн. руб.

10. Производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежавших обязательной маркировке акцизными марками или специальными марками и не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, квалифицируется по совокупности ст. ст. 171.1 и 238 УК. Маркировка товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке, поддельными акцизными и специальными марками и последующее хранение, перевозка с целью сбыта либо сбыт этих товаров и продукции представляют собой совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 327 и ст. 171.1 УК.

Если субъект осуществляет производство, хранение в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции при отсутствии необходимой лицензии на эти виды деятельности, налицо совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 171.1 и 171 УК.

Маркировка алкогольной продукции

Маркировка алкогольной продукции

Ниже приводится справочная информация о маркировке алкогольной продукции.

Согласно действующей редакции закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных правительством Российской Федерации;

алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Достоверно известно, что в 17 веке во всех городах и во многих слободах и селениях Московского государства существовали казенные питейные дома и начали появляться «кабаки» — строго определенные места, где разрешалось покупать и распивать алкогольные напитки (в те времена нельзя было употреблять алкоголь дома). Надзор за торговлей в кабаках осуществлялся сначала царскими наместниками, а затем перешел в ведение приказов, управлявших областями и упоминаемых с 1512 года.

В это время форма получения дохода от алкоголя состояла в том, что казна (государство) производила спирт и водку на собственных казенных заводах — винокурнях — и продавала его через «выборных» (выбираемых местным населением чиновников). Обычно это были выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 года торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право, «буде они похотят», управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги, что явилось крупным шагом в области развития местного самоуправления.

Управление «на вере» не всегда обеспечивало казне желаемый доход. Когда нужны были дополнительные деньги, приходилось отдавать алкогольную продажу в откупное содержание: частному лицу за определенную плату предоставлялось монопольное право производить и продавать алкоголь в данной местности. Кабаки отдавались на откуп отдельно каждый, на срок от одного до пяти лет, а иногда и без указания срока, пока не появлялся новый откупщик, предлагавший более выгодные для казны условия. Часто оба способа существовали рядом — одни кабаки содержались на вере, другие сдавались на откуп. Иногда один из этих способов делался преобладающим и особым законом распространялся на всю территорию государства.

Обе эти системы имели свои недостатки и, тем не менее, параллельное существование этих систем продержалось достаточно долго — до конца 18 века. Причем преобладающей являлась система содержания казенных питейных домов «на вере», то есть государственная монополия на торговлю алкоголем.

С 1767 года откупная система продажи алкоголя начинает преобладать над системой продажи на вере, а с 1795 года последняя полностью исчезает. При этом расширялись и обращали на себя внимание правительства злоупотребления откупщиков, приводившие к развитию пьянства и неуплате доходов от алкоголя.

В результате взамен откупов в губерниях с большими недоимками по алкогольным сборам была сначала введена система «акцизно-откупного комиссионерства», а затем — уже в 1860 году — были утверждены основные положения акцизной системы налогообложения алкогольного производства. В 1861 году вышло положение, в подробностях определившее организацию местного акцизного управления. В каждой губернии или области (при небольшом числе заводов — в нескольких соседних губерниях) было учреждено губернское акцизное управление, непосредственно подчиненное Министерству финансов, а в уездах (в одном или нескольких) — подчиненные окружные акцизные управления.

С 1863 года во всех губерниях был установлен акциз со спирта, вина и других крепких напитков и патентный сбор со всех заводов и питейных заведений. Акциз вводился: на спирт и вино, произведенные из зерна, картофеля и других продуктов; на водки, изготавливаемые из российских виноградных вин, винограда, фруктов, сахарных и свекловичных остатков; на портер, пиво, полпиво всех сортов; на мед, брагу и сусло, изготавливаемые в заводских условиях.

Освобождались от платежа акцизов спиртные напитки, вывозимые за границу; спирт, используемый на фабриках по производству осветительной жидкости; все напитки и изделия, изготовленные из спирта и вина, оплаченных акцизом; уксус и медовый квас.

При введении акцизной системы, число питейных заведений не было ограничено, и торговля алкоголем вскоре приняла нежелательное направление, способствуя развитию в народе пьянства. Кроме того, в России потреблялась почти исключительно неочищенная водка, содержащая значительное количество высших спиртов (так называемых сивушных масел), как известно, крайне вредных для здоровья. Поэтому встал на очередь вопрос об упорядочении торговли алкоголем.

Мысль о замене акцизной системы казенной винной монополией возникла в Министерстве финансов еще в 1860-х годах. Однако осуществление этого проекта выпало на долю министра финансов Сергея Витте.

В 1894 году было утверждено общее положение о казенной продаже алкоголя. Монополия касалась собственно продажи «питей». Винокурение и другое производство напитков были предоставлены частникам, а сама казна приобретала спирт от них по ценам, определяемым Министром финансов в зависимости от местных условий винокуренного производства.

Казенная продажа алкоголя, введенная в 1895 году в виде эксперимента в нескольких губерниях, была постепенно распространена к началу 20 века на всю европейскую часть России и Западную Сибирь, а в 1904 году была введена и в Восточной Сибири, при этом акцизы на спирт и хлебное вино (водку) были фактически отменены.

Читать еще:  Нецензурная брань в общественном месте статья

В марте 1921 году был осуществлен переход к новой экономической политике (НЭП) (замена продразверстки продовольственным налогом, развитие товарообменных отношений, частной торговли, денационализация мелких предприятий). В стране возник частный капитал, и налоги на него должны были явиться дополнительным источником доходов бюджета.

В 1921 году вводятся акцизы на табачные изделия, курительную бумагу; в 1922 году — на нефтепродукты, пиво, мед, квас, соль, сахар, чай, кофе; в 1923 году — на текстильные изделия.

С 1922 году было восстановлено взимание акцизов на спирт и алкогольную продукцию.

Ставки акцизов устанавливались с градуса абсолютного алкоголя дифференцированными в зависимости от вида, крепости и дальнейшего использования алкогольной продукции.

Одновременно с восстановлением акцизной системы было введено обязательное «обандероливание» (маркировка) подакцизных товаров, которые могли отпускаться из мест производства и обращаться в торговле только в маркированном виде.

Бандероли представляли собой узкие бумажные полоски различных цветов с соответствующими надписями, с изображением на концах знаков государственного герба и изготавливались фабрикой государственных знаков (Гознак).

Во времена НЭПа при введении бандерольной системы планировали постепенно восстановить дореволюционный порядок уплаты акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркированию, по которому марка служила не только знаком легального происхождения товара, но и свидетельством уплаты акциза.

В годы НЭПа акцизы на алкогольные напитки обеспечивали до 14% всех доходов государства.

В конце 1920-х годов с прекращением НЭПа акцизные марки вышли из обращения. Все разнообразные налоговые платежи были сведены к двум основным: налогу с оборота и отчислениям от прибылей для государственных предприятий и налогу с оборота и подоходному налогу — для кооперативных.

В Российской Федерации акцизные марки были введены в обращение постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года.

3 августа 1996 года правительство РФ приняло постановление «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, произведенной на территории РФ».

Обязательной маркировке специальной маркой с 1 января 1997 года подлежали: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием спирта этилового, произведенного из пищевого сырья, более 1,5% объема единицы алкогольной продукции.

В декабре 1997 года вышло постановление правительства РФ «О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации», которым с 1 апреля 1998 года запрещалось производство, а с 1 июня 1998 года реализация и продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28% объема единицы алкогольной продукции без специальной марки с указанием пределов емкости тары, используемой для розлива.

Постановлением правительства РФ от 18 июня 1999 года «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» с 1 августа 1999 года вводилась обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства.

Реализация табака и табачных изделий без маркировки запрещена с 1 мая 2000 года.

В соответствии с постановлением правительства от 24 декабря 2009 года с 1 марта 2010 года государство в лице Росалкогольрегулирования начнет выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ.

В первом квартале 2010 года планируется подготовить доклад о последствиях введения госмонополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. В этом документе будет дана оценка наличия необходимых условий для принятия такого решения и возможные сроки его реализации.

Немаркированная алкогольная продукция

Статья Уголовного кодекса о торговле без акцизных марок или их подделке ужесточается каждый год, теперь по ней грозит до шести лет лишения свободы. Елена Шмараева рассказывает, как судят тех, кто «бодяжит» спирт в гараже и продает норковые шубы без чипов.

Житель Ельца хранил у себя дома, в гараже и машине несколько десятков ящиков поддельной водки: бутылки и этикетки, как у известных алкогольных брендов, напечатанные на принтере фальшивые акцизные марки. Уголовное дело возбудили по части 5 статьи 171.1 Уголовного кодекса, — приобретение и хранение в целях сбыта немаркированной алкогольной продукции — и в конце декабря 2016 года Елецкий городской суд приговорил несостоявшегося предпринимателя к выплате 180 тысяч рублей штрафа. Суррогат у него изъяли и, по приговору суда, должны уничтожить.

По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, нелегальные продажи спиртного в России в последние годы составляют около 280-300 млн литров в год. При общем объеме продаж чуть около 1 млрд литров в год получается, что более четверти всех проданных в России алкогольных напитков — поддельные.

Один из последних обнаруженных цехов по производству поддельного алкоголя находился в Балаково Саратовской области. Фуру с коньяком из Балаково остановили под Иркутском в рамках кампании по борьбе с суррогатом, которая началась в регионе после массового отравления. По документам в машине везли шпатлевку, а на самом деле — 66 тысяч бутылок коньяка с фальшивыми акцизными марками.

Изъяв содержимое фуры, полицейские связались со своими саратовскими коллегами, а те наведались и на склад, откуда она выехала. Там нашли еще 26 тысяч бутылок готовой продукции, 4,5 тонны жидкости, похожей по цвету и запаху на коньяк, этикетки разных производителей и тонну спирта. Подозреваемый — 43-летний предприниматель из Балаково. Он задержан, дело расследуется по части 6 статьи 171.1 — производство, приобретение, хранение и перевозка в целях сбыта немаркированной алкогольной продукции в особо крупном размере.

Быстро растущая статья

По шестой, самой «тяжелой», части статьи 171.1 продавцу фальшивого коньяка грозит до шести лет лишения свободы. Согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде, максимальный срок по ней обычно не назначают, но до трех лет колонии за производство и сбыт поддельного алкоголя вполне можно получить.

Причем количество осужденных по статье 171.1 в последние годы стремительно растет: если в 2014 году по ней приговорили только 31 человека, в 2015 году — уже 69 человек, а в 2016 году только за первое полугодие — 94 человека. Самое распространенное наказание — штраф или лишение свободы условно, но есть и те, кому суд назначил реальные сроки, от нескольких месяцев до трех лет. В первом полугодии 2016 года за решетку по делам о продаже подакцизного фальсификата отправились 14 человек, в 2015 — четыре человека. Оправдательных приговоров по статье 171.1 суды не выносили.

Статья о незаконном хранении, приобретении и сбыте немаркированных или маркированных поддельными знаками товарах многократно обновлялась, переписывалась и ужесточалась. В 2010 году в ней было всего две части, сейчас — шесть: в первых двух идет речь об ответственности за хранение и продажу без акцизов непродовольственных товаров, в третьей и четвертой — продовольственных , в пятой и шестой — алкоголя и табака.

Несмотря на то, что наказуемым является не только продажа, но и перевозка и хранение безакцизных или поддельных товаров, простому покупателю «паленой» водки ответственность по статье 171.1 не грозит: она наступает только при хранении или продаже продукции в крупном размере. Правда, «крупный размер» для алкогольной и табачной продукции в 2016 году был существенно снижен — до 100 тысяч рублей.

Гаражная экономика

Такие изменения законодательства позволили привлекать к ответственности и совсем мелких производителей «паленой» водки. Например, 50-летнего жителя Пскова, который разливал самодельную водку (разведенный спирт с отдушкой) в своем гараже. Как сообщили бывшие покупатели, превратившиеся в свидетелей по уголовному делу, разжиться бутылкой поддельной водки в этом гараже можно было с 2011 года. При обыске у псковича нашли 583 бутылки (тару он не покупал, а собирал по знакомым и помойкам использованную) и еще 18 литров не разлитой «водки». В ноябре 2016 года дело передали в суд.

Примерно такого же уровня предприниматель был задержан в гаражной разливочной города Коврова Владимирской области: у него нашли 800 бутылок разного алкоголя с этикетками «элитных» видов коньяка, виски и водки и 45 пятилитровых канистр спирта. По версии следствия, организатор подпольного производства продавал алкоголь по низким ценам нескольким продуктовым магазинам в городе. Общая сумма, в которую оценили изъятое в гараже, — 175 тысяч рублей, подозреваемому вменили часть 5 статьи 171, по которой ему грозит до трех лет лишения свободы. Такой же срок может получить его земляк — 55-летний житель города Киржач, у которого нашли около тысячи бутылок «элитного» алкоголя, который он разливал сам, наклеивая поддельные этикетки и акцизные марки.

Читать еще:  Постирал военный билет в армии

Впрочем, наряду с торговцами-одиночками обвиняемыми по статье 171.1 становятся и организаторы более масштабных производств суррогата. Житель города Мичуринска в Тамбовской области, наняв на работу мигрантов из Узбекистана, разливал поддельную водку «Хортица» и «Талка». В подпольном цехе полицейские изъяли более 10 тысяч бутылок водки, 1620 литров этилового спирта и фальшивые акцизные марки. Всего в Тамбовской области в 2016 году возбудили восемь уголовных дел по статье 171.1.

В начале декабря этого года в Хабаровске сняли с поезда 25 тысяч литров нелегальной водки, которую везли под видом подсолнечного масла. В Тульской области в конце ноября полиция закрыла сразу два подпольных алкогольных цеха, где работали двадцать человек; изъято 68 тысяч литров спирта и десятки тысяч бутылок вина, водки и рома. В Усть-Куте Иркутской области на складе нашли 25 контейнеров с поддельной водкой, коньяком и настойками — всего около 300 тонн алкоголя. На хуторе в Адыгее работал небольшой подпольный цех с линией розлива алкогольной продукции на четыре рабочих места.

Дело — табак

Еще один вид продукции, за продажу которой без маркировки судят в России, — это сигареты и другие табачные изделия. Одно из последних таких дел — расследование в Кабардино-Балкарии, где на одном из складов в Нальчике нашли больше миллиона пачек сигарет без акцизных марок.

Летом этого года в столичном районе Зюзино полицейские обнаружили склад сигарет без акцизных марок. Предприниматель, которого в сводках МВД называют «уроженцем Ближнего Востока», купил сначала 11 тонн сигарет, продал их и приобрел еще 27 тонн, после чего был задержан.

Шкурный интерес

С 1 октября 2016 года уголовная ответственность за продажу немаркированных товаров грозит продавцам шуб из натурального меха. Электронные чипы для шуб ввели еще летом, но эти несколько месяцев Роспотребнадзор и Налоговая служба дали предпринимателям на то, чтобы успеть прикрепить к каждой шубе пластиковую этикетку-маячок: зеленый — к произведенным в России, красный — к ввезенным из-за границы. С помощью QR кода любой покупатель может узнать, из какого меха шуба сделана на самом деле и откуда ее ввезли.

Об уголовных делах в отношении продавцов или изготовителей шуб пока не сообщалось, но Роспотребнадзор уже с середины октября рапортует об арестах меховых изделий. Сотрудники ведомства прошли с рейдами по крупным торговым центрам в Москве: «Золотой Вавилон», «Новочеркизовский, «Коньково» — и наложили арест на примерно 300 шуб общей стоимостью 7 млн рублей. В Мурманске Роспотребнадзор парализовал работу трех магазинов, арестовав меховые изделия на 24 млн рублей. В Калининграде под арестом оказались 27 не самых дорогих шуб: на общую сумму менее 700 тысяч рублей.

Аналитики рынка пишут, что предприниматели стремительно избавляются от «серых» (то есть ввезенных или произведенных нелегально) шуб. Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности подсчитал, что за три первых месяца действия закона о маркировке было продано шуб на 10 млрд рублей — столько же, сколько за весь 2015 год. При этом цены на меховые товары упали в два-два с половиной раза.

Статья не приходит одна

«Статья 171.1 постоянно ужесточается, потому что административная ответственность не останавливает производителей контрафакта: что такое штраф в несколько тысяч или несколько десятков тысяч рублей при миллионных оборотах от продажи алкоголя или меховых изделий?» — говорит адвокат коллегии «Легис-Групп» Виктор Бадьян, который не раз представлял в суде интересы обвиняемых по этой статье.

Юрист констатирует, что большее число преступлений, подпадающих под эту статью, связаны с незаконным оборотом алкоголя. «После ареста контрафактной продукции с поддельными акцизными марками или вообще без необходимой маркировки проводится ее экспертиза, и могут вменить дополнительные статьи — например, 238-ю, если найдут следы метанола или другие опасные вещества, которые могут вызвать отравление».

Статья 238 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за оборот товаров, не отвечающих нормам безопасности. Максимальное наказание — до 10 лет лишения свободы (если от суррогата кто-то умер). Кроме того, обвинение могут дополнительно предъявить по статье 171 (незаконное предпринимательство, до пяти лет лишения свободы) или статье 180 (незаконное использование средств индивидуализации товаров, до шести лет). Последнее возможно, если кроме поддельных акцизов обвиняемый приклеивал к бутылкам «паленого» алкоголя этикетки известных брендов.

«Есть решение пленума Верховного суда, которое предусматривает такую возможность — вменять сразу несколько статей, и правоохранительные органы широко ее используют», — говорит Бадьян.

Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов

Маркировка алкоголя

1 июля 2018 года в РФ был введен новый закон маркировки алкогольной продукции. Теперь производителям необходимо идентифицировать каждую единицу спиртосодержащего товара. Правила затрагивают не только производителей, но и оптовых и розничных дистрибьюторов.

Что такое маркировка

Каждая бутылка алкоголя должна быть помечена специальной маркой. Информация об этом заносится в систему ЕГАИС для всех участников процесса производства и реализации алкоголя.

Для чего нужна маркировка

Обязательная маркировка алкогольной продукции выполняет несколько задач:

  • борьба с незаконно произведенным алкоголем;
  • контроль за спиртными напитками;
  • устранение алкоголя с идентичными марками.

В систему ЕГАИС заносится каждый штрих-код, что позволяет маркировке выполнять перечисленные функции. Покупатели могут сканировать марки со смартфона, чтобы получить информацию об алкоголе.

Особенности маркировки

Каждая акцизная марка является уникальной и используется один раз. Она содержит:

  • идентификационный номер;
  • уникальный проверочный код;
  • GTIN-код – информация о названии продукции и производителя, его местонахождении, товарный знак, состав алкоголя, дата выпуска и срок годности.

Какой алкоголь необходимо маркировать

Порядок маркировки алкогольной продукции подразумевает идентификацию всего товара кроме:

При выпуске алкоголя в ПЭТ-бутылках, тару необходимо маркировать. Это делается для предупреждения повторного использования пластика.

Преимущества обязательной маркировки

Маркировка алкогольной продукции в 2019 году позволяет получать производителю преимущества:

  1. упрощение ведения бухгалтерского и товарного учета;
  2. отсутствие штрафов;
  3. быстрое решение конфликтных ситуаций;
  4. меньше проверок контролирующих органов.

Ответственность за нарушение порядка маркировки

При выпуске, хранении и реализации спиртосодержащей продукции без федерального штрих-кода, новые правила маркировки алкогольной продукции предусматривают административную ответственность. При фиксации нарушения изымается немаркированный алкоголь и накладывается штраф в размере 2000-4000 рублей для физических лиц, 5000-15000 для индивидуальных предпринимателей и 50000-300000 рублей для юридических лиц.

При повторном нарушении санкции ужесточаются вплоть до уголовной ответственности: штраф до 500 000 рублей, лишение свободы до 3 лет, аннулирование лицензии на изготовление и реализацию алкоголя.

Если стоимость партии немаркированной продукции превышает 1,5 млн рублей, то предусмотрен штраф до 300 000 рублей или до 80 000 рублей и общественные работы или тюремное заключение на срок от 1 до 3 месяцев.

Чтобы избежать штрафных санкций, следует производить маркировку алкогольной продукции в соответствии с требованиями. Необходимо наносить штрих код на каждую единицу товара с занесением сведений в ЕГАИС и контролировать этот процесс. На складе не следует хранить продукцию без штрих-кодов. Маркеры должны быть индивидуальными для каждой бутылки и быть целыми.

Подготовка к маркировке

Для соблюдения новых требований необходимы соответствующее оборудование и ПО. Можно как перестроить старую технику, так и купить новую. Центр Автоматизации Малого Бизнеса помогает со внедрением технических средств для соответствия новых требований.

Для производителей алкоголя необходимы:

  • промышленные принтеры для производства маркеров;
  • техника и ПО для учета товара;
  • доступ к системе электронного документооборота (ЭДО);
  • регистрация изготавливаемых маркеров.

Оптовым продавцам и дистрибьюторам потребуется:

  1. электронная подпись;
  2. оборудования для считывания штрих-кодов;
  3. доступ к системе ЭДО.

Российским розничным магазинам необходимы:

  1. оборудование для считывания штрих-кодов;
  2. онлайн-кассы;
  3. доступ к системе ЭДО;
  4. обученный персонал.

Каждый участник процесса должен обновить ЕГАИС до последней версии.

В итоге

Постановление о маркировке алкогольных напитков затрагивает всех участников процесса изготовления и реализации спиртосодержащей продукции. Необходимо создать систему учета, соответствующую новым правилам. В этом случае организация сможет свободно продолжать деятельность без штрафов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector