0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обжалование в верховном суде по гражданскому делу

Надзорная жалоба по гражданскому делу

​Надзорная жалоба в Верховный суд РФ по гражданскому делу – последняя возможность обжаловать судебный акт. Правда, учитывая очень ограниченный перечень оснований для обращения с жалобой, лишь единицы гражданских дел доходят до этой стадии пересмотра решений нижестоящих судов. Формально подготовить и подать обращение в Верховный суд – несложно. Но очень трудно найти основание и доказать его наличие. Именно на этом и необходимо делать акцент при составлении жалобы.

Какие судебные акты обжалуются в порядке надзора

В Президиум Верховного суда РФ обжалуются:

  1. Принятые в первой инстанции решения судов субъектов федерации (областных, краевых и т.п.), окружных (флотских) военных судов и Верховного суда РФ при условии, что такие решения были рассмотрены в апелляционном порядке на уровне Верховного суда РФ.
  2. Определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
  3. Апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.

Таким образом, пересмотру в порядке надзора судебные акты районных судов и мировых судей не подлежат. Чтобы дела, по которым принимались эти решения, дошли до Президиума ВС РФ, они должны пройти все этапы обжалования – от апелляции до второй кассации в Судебной коллегии по гражданским делам. Однако и в этом случае предметом пересмотра будет не решение местного суда, а последнее решение (решения), принятые на уровне Верховного суда РФ.

Основания для обжалования

Все основания для подачи надзорной жалобы носят принципиальный характер – нарушения должны затрагивать фундаментальные основы права и правоприменения. Здесь несогласие с обжалуемым актом – вторично. Необходимо, чтобы было как минимум одно из трех возможных нарушений:

  • нарушены конституционные или закрепленные международными актами права (свободы) человека и гражданина;
  • нарушены публичные интересы или права неограниченного круга лица;
  • нарушено единообразие толкования и применения правовых норм – в обжалуемом судебном акте есть противоречия разъяснениям Пленума или Президиума Верховного суда РФ.

В надзоре обжалуются исключительно вступившие в силу решения. При этом обратиться в Президиум ВС РФ можно, если не прошло 3 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу. Срок восстанавливается, если его пропуск связан с уважительными причинами и их можно подтвердить.

Учитывая практику надзорного обжалования, в большинстве случаев в качестве основания используется нарушение единообразия толкования норм и правоприменения. Этот аспект часто встречается и его, как правило, проще доказать, чем наличие других оснований. Нередко самостоятельно или дополнительно к указанному основанию в жалобах идет ссылка на нарушение публичных интересов. Что касается первого основания, то при его наличии обычно первоначально ставится вопрос, куда обращаться – либо в Верховный суд с надзорной жалобой, либо в Конституционный суд РФ.

Как составить и направить жалобу

Жалоба составляется в письменном виде. И это последний этап подготовки обращения, которому предшествуют:

  1. Изучение материалов гражданского дела, его хода, всех принятых по делу решений, в том числе апелляционного и кассационных.
  2. Определение, какой именно судебный акт требует пересмотра в порядке надзора и в чем должен заключаться пересмотр – отмена этого акта или внесение в него изменений, в полном объеме или в какой-то части.
  3. Определение основания (оснований) для надзорного обжалования – с точки зрения формальных требований ст. 391.9 ГПК РФ и с позиции того, в чем конкретно заключаются нарушения.
  4. Определение возможности доказать наличие оснований для жалобы, перечня и содержания доказательств.
  5. Определение всей совокупности доводов, которые должны присутствовать в жалобе и смогут подтвердить ее законность и обоснованность.

Немаловажно изначально понять, какие цели и задачи должна решать жалоба. Самый очевидный вариант – добиться пересмотра обжалуемого акта путем его отменены или изменения. Однако именно эта цель далеко не всегда ставится в числе приоритетных.

Количество жалоб и дел, рассматриваемых в порядке надзора, невелико. Ничтожно мало, соответственно, и количество удовлетворенных жалоб. Основной массив жалоб по гражданским делам приходится на апелляцию и кассацию, при этом по мере продвижения по стадиям обжалования количество обращений и их удовлетворений кратно сокращается. Это связано не только с тем, что жалобы необоснованы или недостаточно обоснованы. Во многом это связано с тем, что изначально не ставится цель добиться полного удовлетворения жалобы. Очень многие юристы и адвокаты, а также прокуратура обращаются с жалобами (представлениями) в Президиум ВС РФ только для того, чтобы в спорных вопросах, при неоднозначной судебной практике поставить окончательную точку и получить четкую позицию (мнение) высшей судебной инстанции. Так рождаются прецеденты. Так поднимаются и разрешаются вопросы, которые потом становятся предметом разъяснений Президиума и Пленума Верховного суда РФ.

Что должно быть в жалобе:

  1. Наименование суда.
  2. Данные заявителя – ФИО/название организации, процессуальный статус, сведения о месте жительства/нахождении, другая контактная информация.
  3. Данные других участников процесса (по аналогии с заявителем).
  4. Перечисление всех судов, ранее рассматривавших дело, и всех принятых по делу решений, а также их содержание (основные моменты).
  5. Перечисление судебных актов, которые обжалуются в порядке надзора.
  6. Указание оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов.
  7. Доводы и доказательства, подтверждающие обоснованность жалобы, наличие оснований для пересмотра судебных решений и другие аспекты, на которые заявитель ссылается в жалобе.
  8. Просьба, которая адресуется надзорной инстанции – чего хочет добиться заявитель.
  9. Перечень приложений к жалобе.
  10. Дата и подпись.

Если нужно восстановить срок обжалования, ходатайство об этом можно указать в тексте жалобы. Но если это займет много места, нарушит логическую последовательно изложения, усложнит текст, то ходатайство рекомендуется готовить в виде отдельного документа. К этом ходатайству или к жалобе необходимо приложить документы, которые подтверждают наличие уважительных причин пропуска срока.

Для подготовки жалобы часто используются образцы. Как правило, они носят типовой характер, в них нет как такового предметного содержания по существу дела, и есть только основные формулировки, отвечающие процессуальным требованиям. Это своего рода шаблоны. При поиске образцов обязательно обращайте внимание на их актуальность. Основное содержание жалобы нужно будет излагать самостоятельно. Если с этим есть проблемы, вы не знаете, как и чем аргументировать жалобу, сомневаетесь, что все сделаете по правилам – нет смысла работать над документом самостоятельно. В этом случае необходимо обратиться к юристам (адвокатам), которые подготовят только текст жалобы или все материалы по ней.

Жалобу направляют непосредственно в Президиум Верховного суда РФ. Если вы намерены делать это в электронной форме, предварительно ознакомьтесь с правилами на сайте ВС РФ. Жалобу также можно представить лично – в Приемную Верховного суда РФ (Москва, ул. Поварская, д. 13, подъезд № 2). Или направить Почтой РФ (121260, Москва, ул. Поварская, д. 15).

ВС разъяснил новый порядок обжалования процессуальных решений по гражданским и административным делам

9 июля Верховный Суд РФ принял Постановление «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

Обжалование по новым правилам

В документе (п. 1) отмечается, что со дня начала функционирования указанных судов процессуальные решения по гражданским и административным делам подлежат обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ. Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и определения, препятствующие дальнейшему движению таких дел, обжалуются согласно нормам КоАП РФ, действующим в редакции Закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ.

При этом согласно ч. 7 и 8 ст. 7 Закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции процессуальные полномочия действующих судов апелляционных и кассационных инстанций по рассмотрению жалоб, поданных до дня начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются. Такие жалобы и представления подлежат рассмотрению по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов (п. 2 постановления).

Там же указано, что, если до рассмотрения указанных жалоб после начала деятельности вновь созданных судов другим лицом, участвующим в деле, была подана апелляционная, частная либо кассационная жалоба на тот же судебный акт, она рассматривается судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.

Читать еще:  Оплатить долг судебным приставам

Апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции мировыми судьями, районными судами и гарнизонными военными судами, которые были поданы до дня начала деятельности апелляционных судов, с началом их работы подлежат рассмотрению вышестоящими судами в качестве апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения.

Как отмечается в п. 3 постановления, кассационные жалобы на судебные акты, вступившие в силу до начала работы кассационных судов, со дня начала их работы должны подаваться в шестимесячный срок.

В п. 4 разъясняется, что заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования, поданное до дня начала деятельности кассационных судов в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала деятельности вновь созданных судов подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК. Данный срок восстанавливается в случае признания причин пропуска уважительными. Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока обжалования решений, вступивших в силу до этого дня, подается во вновь созданный суд.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в силу судебным актом и обжаловавшие его в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов подают жалобу в судебную коллегию ВС РФ в шестимесячный срок.

При этом отмечается, что продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования решений по административным делам с началом деятельности кассационных судов не изменяются (п. 5 постановления).

Как указано в п. 6, при кассационном обжаловании определения суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции вместе с описью всех имеющихся в деле документов направляется сформированный по жалобе материал (оригинал жалобы и обжалуемого определения суда, а также копии необходимых для их рассмотрения документов, заверенные судом). При необходимости суд вправе истребовать как дополнительные материалы, так и дело полностью.

В п. 7 документа ВС отметил, что жалобы (протесты) на вступившие в силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб (протестов), поданные со дня начала деятельности вновь созданных судов, подлежат рассмотрению кассационными судами и ВС РФ. При этом полномочия председателей судов кассационных инстанций и их заместителей по рассмотрению указанных жалоб, поданных в суды до начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются.

В заключительном пункте разъяснено, что определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению данного дела (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного срока), вступает в силу в порядке, аналогичном вступлению в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.

Так, определение судьи районного суда, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление мирового судьи, и определение судьи областного суда (окружного (флотского) военного суда), вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вступают в силу в день их вынесения и с началом деятельности вновь созданных судов подлежат обжалованию в установленном КоАП порядке.

Определение, вынесенное судьей районного суда (гарнизонного военного суда) при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившие в силу постановление должностного лица и (или) решение вышестоящего органа, должностного лица, постановление коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, подлежит обжалованию (опротестованию) в вышестоящий суд в предусмотренном КоАП порядке (как не вступившее в силу). При этом решение судьи вышестоящего суда, вынесенное по результатам обжалования, вступает в силу немедленно.

Эксперты указали, какие вопросы остались неразъясненными

Комментируя «АГ» постановление, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Пленум ВС вполне логично указал на сохранение процессуальных полномочий президиумов судов и судебных коллегий по рассмотрению жалоб и представлений, поданных до дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов. «Следует отметить, что в постановлении отражены организационные вопросы правил рассмотрения поданных жалоб (представлений). Думаю, что с момента деятельности кассационных и апелляционных судов могут возникнуть вопросы, которые предстоит разрешить», – добавила она.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отметил безусловную необходимость разъяснений ВС, поскольку Закон № 451-ФЗ содержит лаконичные, по мнению эксперта, переходные положения, недостаточные для разрешения всех вопросов, которые будут возникать в связи с созданием и началом функционирования четырнадцати новых судов.

«Например, разумным и значимым является разъяснение ситуации, когда жалоба подается после даты создания апелляционного (кассационного) суда лицом, участвующим в деле, при наличии ранее поданной другим лицом жалобы, принятой к производству “старым” судом. Такая жалоба подлежит рассмотрению судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности вновь созданных судов», – пояснил он. Данное правило, добавил эксперт, неочевидно, и из Закона № 451-ФЗ прямо не следует.

«К сожалению, постановление не является исчерпывающим, поскольку носит общий характер, без учета процедуры создания и начала деятельности конкретных судов, – добавил Роман Речкин. – Необходимо учитывать, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов принимает Пленум ВС, официально извещая об этом не позднее 1 октября 2019 г. То есть, исходя из этих правил, момент начала деятельности 14 судов не будет совпадать: видимо, они будут начинать функционировать группами, в разное время, до 1 октября».

Из-за того что вновь созданные суды будут формироваться неравномерно, возможна ситуация, полагает эксперт, когда на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный – еще нет. «Получается, что кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда должна рассматриваться в кассационном порядке президиумом суда субъекта РФ (то есть “старой” кассацией) – формально нижестоящим судом. Так это или нет, в постановлении не разъяснено», – резюмировал он.

По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, принятие постановления следует приветствовать, «поскольку любое единообразие в практике всегда полезно и отвечает принципу равенства перед законом и нормативной определенности».

Данные разъяснения, добавил адвокат, имеют большую практическую значимость: «Действие процессуальных норм при любом переходном периоде – тем более, при такой глобальной судебной реформе, – имеет важное значение, – пояснил он. – КС неоднократно требовал от законодателя и ВС соблюдения принципа поддержания доверия граждан к поведению государства – то есть невозможности изменения правил игры. Другое дело, что ВС должен заботиться не только о функциональном удобстве судей и участников процесса, но и о некоем доктринальном единстве в применении норм о действии закона во времени».

По общему правилу, добавил Юлий Тай, процессуальные нормы действуют в той редакции, когда они применяются. «Так, в п. 2 постановления постулируется весьма спорное и, более того, противоречивое правило: после начала деятельности новых кассационных судов “старые” суды продолжают процедуру рассмотрения, причем в соответствии со “старым” процессуальным порядком, что нарушает вышеназванное правило. Понятно, что Пленум заботится об удобстве и уменьшении технических проволочек (проблем), связанных с передачей дел, определением новых судей и т.д. Но известно, куда ведет дорога, порождаемая благими идеями. По сути, будет некий период функционирования двух параллельных кассационных пересмотров. Никакого равенства перед законом и судом фактически существовать не будет, что не только неправильно, но и недопустимо», – подчеркнул он, при этом добавив, что в последнем абзаце данного пункта в отношении апелляционных инстанций предусмотрен противоположный механизм действия новых процессуальных норм.

Читать еще:  Нормативные акты судов общей юрисдикции

Адвокат обратил внимание, что и в п. 4 постановления дано такое же различное толкование для процедуры восстановления срока. «Я не утверждаю, что эта позиция неправильная, – отметил он, – но, на мой взгляд, она не оптимальна».

Эксперт также обратил внимание на п. 5, в котором указано, что лица, воспользовавшиеся пересмотром в президиумах судов субъектов Федерации, не могут подать жалобы в новые кассационные суды, но могут обратиться в судебную коллегию ВС. «Это правильно, – считает эксперт. – Однако далее указано, что при этом будет применяться “старое” процессуальное законодательство, что нарушает правила о действии процессуального закона во времени».

Юлий Тай также считает, что разъяснения не являются исчерпывающими. «Как писал классик, “суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет”. Спрогнозировать все проблемы объективно невозможно, но, полагаю, ВС должен решить вопрос о сроках кассационного обжалования с учетом его изменения для тех дел, где апелляционная жалоба была рассмотрена до появления новых кассационных судов и лица, участвующие в деле, не реализовали право на обжалование по старым правилам, – то есть, допустим, апелляция изготовила определение 1 июля с. г., к 3 октября трехмесячный срок истек, а шестимесячный – нет», – резюмировал он.

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Последней возможностью отменить судебный акт является надзорная жалоба по гражданскому делу. После рассмотрения этого документа вероятность отменить решение суда, вступившее в силу, крайне мала.

Рассматривает надзорную жалобу высший судебный орган – Президиум Верховного Суда РФ. Затем защитить свои права можно только в международных судах, например, Европейском по правам человека и т.п. Или по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Составить надзорную жалобу самостоятельно возможно при четком понимании материальных норм, которые составят основу жалобы. И процессуальных требований ГПК, при нарушении которых возможна отмена ранее вынесенных судебных решений. Мы разместили общие рекомендации. Дополнительные вопросы читатель может задать дежурному юристу сайта.

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Пример надзорной жалобы по гражданскому делу в Верховный Суд РФ

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Решением Первореченского районного суда г. Владивостока от 24.12.2020 г. по гражданскому делу № 2-48795/2020 частично удовлетворены требования истца о признания права собственности на квартиру. В удовлетворении требования о взыскании неустойки за нарушение срока исполнения обязательства по передаче квартиры суд отказал.

Апелляционное определение Приморского краевого суда от 12.03.2021 г. вынесено но основании поданной мной апелляционной жалобы. Решение первой инстанции апелляционный суд оставил без изменения. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.06.2021 г. постановило оставить судебные акты в силе.

С судебными решениями и постановлениями я не согласна по следующим причинам.

15.01.2019 г. мной заключен договор уступки права (требования) с Чихладзе Н.К., который к этому времени денежные средства по договору долевого участия полностью выплатил. Следовательно, в соответствии со ст. 384 ГК РФ, ко мне перешли все принадлежащие Чихладзе Н.К. права. Которые принадлежали ему в соответствии с договором с Застройщиком (Ответчиком). При этом, поскольку к этому моменту Застройщик уже обязан был сдать дом и передать мне квартиру, ко мне перешло и право требовать неустойки. Моя позиция подтверждается положениями действующего законодательства: Гражданским кодексом и Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ. Принятыми в рамках дела судебными актами нарушено единообразие в толковании и применении материальных норм права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 391.1, 391.9 ГПК РФ,

  1. Отменить определение Судебной коллегии по гражданским делам от 05.06.2021 г.
  2. Направить дело на новое рассмотрение в части взыскания с Ответчика неустойки за нарушение срока исполнения договорного обязательства.
  1. Копия надзорной жалобы;
  2. Квитанция об уплате госпошлины;
  3. Копия решения Первореченского районного суда г. Владивостока;
  4. Апелляционное определение Приморского краевого суда;
  5. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ;

Аванесова О.В. 04.09.2021 г.

Как составляется надзорная жалоба в Верховный Суд

До обращения в суд в порядке надзора заявитель, как правило, уже проходит такие стадии обжалования, как апелляционное и кассационное. Но надзорная жалоба имеет свои особенности. Один факт ее подачи не означает, что суд ее рассмотрит.

При подготовке документа важно соблюдать формальные требования, такие как:

  • указать наименование судебного органа, куда адресуется жалоба;
  • привести полное наименование заявителя (ф.и.о. или наименование организации с указанием ОГРН и ИНН, адрес проживания, телефоны) и его процессуальный статус в деле;
  • указать всех лиц, участвующих в деле, с адресами их местожительства и телефонами для связи;
  • изложить краткое содержание судебного решения по делу и отразить перечень всех постановлений суда, вынесенных в ходе обжалования;
  • отразить, какие именно судебные акты обжалуются и почему;
  • окончание надзорной жалобы содержит просьбу к суду: или отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, или изменить судебные акты без нового рассмотрения.

Содержание надзорной жалобы по гражданскому делу

Надзорная жалоба по гражданскому делу должна быть мотивированна. И содержать сведения о том, какие права юыли нарушены ранее вынесенными судебными актами. Это:

  • права человека и гражданина, которые закреплены общепризнанными международными принципами права, содержатся в международных источниках права или в Конституции РФ;
  • права и интересы неопределенного круга лиц;
  • публичные (государственные) интересы;

Или нарушена сложившаяся практика толкования или применения норм права.

Таким образом, содержание надзорной жалобы должно отражать наличие одного из вышеуказанных обстоятельств. Т, безусловно, ссылки на нормы материального и процессуального права.

Подача надзорной жалобы в Верховный Суд РФ

Процедура обжалования в порядке надзора предполагает обращение надлежащего заявителя непосредственно в Президиум Верховного суда. Принимаются к производству жалобы на следующие судебные акты:

– вынесенные по результатам рассмотрения судом субъектов РФ в первой инстанции, с условием их апелляционного обжалования в Верховном суде РФ (например, об оспаривании нормативных правовых актов субъекта РФ);

– дела, разрешенные по существу Верховным судом РФ в качестве суда первой инстанции (с условием о прохождения стадии апелляционного обжалования);

– апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам или Апелляционной коллегии ВС РФ;

Надзорную жалобу необходимо направить в суд до истечения 3 месяцев с даты вступления в силу последнего вынесенного по делу судебного постановления.

В суд надлежит отправить не только жалобу, но и заверенные судом копии судебных актов всех инстанций. Это должны быть не просто копии, полученные заявителем с использованием технических средств. А документы, которые заявитель получит в суде. С гербовой печатью и удостоверением верностью копии сотрудником суда. Копии жалоб и приложений к ней направляются в Суд в количестве, необходимом для лиц, участвующих в деле.

Рассмотрение надзорной жалобы по гражданскому делу в Верховном Суде

Порядок рассмотрения судом надзорной жалобы подробно освещен в статье «Обжалование в порядке надзора».

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Надзорная жалоба – процессуальный документ, подаваемый с целью изменения или отмены вступившего в силу постановления суда первой, апелляционной и кассационных инстанций.

Функции надзора не предусматривают изучение доказательной базы по делу, а заключаются в проверке правильности и единообразия трактовки судами правовых норм.

Куда подается жалоба

Надзор за деятельностью судебных инстанций осуществляется Верховным Судом Российской Федерации (ВС РФ).

Способы подачи

Как правило, надзорная жалоба направляется Почтой России: ценным письмом с описью вложения (заказным отправлением с уведомлением о вручении).

Пользователи, имеющие подтвержденную учетную запись в системе ЕСИА (на портале Госуслуги) или электронно-цифровую подпись, могут направить жалобу через сайт ВС РФ: https://www.vsrf.ru. Отслеживать результат подачи документов можно в личном кабинете.

Кто может обратиться с жалобой

В соответствии с п. 1 ст. 391.1 ГПК РФ подать надзорную жалобу могут:

  • участники дела (истец, ответчик, их уполномоченные представители и т. д.);
  • другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
  • государственные органы;
  • Генеральный прокурор РФ и его заместители (если гражданское дело рассматривалось при участии прокурора), действующие в интересах государства или неопределенного круга лиц, права которых нарушаются вынесенным судебным актом.
Читать еще:  Обязанности помощника мирового судьи

Решения каких инстанций обжалуются в порядке надзора

Согласно п. 2 ст. 391.1 ГПК РФ в Президиум ВС РФ направляются жалобы на:

1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции:

  • верховных судов республик (краев, областей, АО, городов федерального значения);
  • флотских (окружных) военных судов,

если апелляция рассматривалась в ВС РФ.

  • Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в апелляционном или кассационном порядке.

Внимание: описанный порядок уже неактуален, он действовал до вступления в силу закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019), а именно до запуска работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Кроме того, в соответствии со ст. 391.11 ГПК РФ всякое судебное постановление, вынесенное на любом этапе производства, может быть пересмотрено в порядке надзора по представлению Председателя ВС РФ или его заместителя.

Срок подачи жалобы

В соответствии с п. 2 ст. 391.2 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок представления жалобы, пропущенный по документально подтвержденным уважительным причинам, может быть восстановлен на основании заявления заинтересованного лица.

Жалоба, представляемая Председателю ВС РФ, может быть направлена до истечения 6 месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Государственная пошлина

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 333.19 НК РФ за подачу надзорной жалобы взимается государственная пошлина в той же сумме, которая уплачивается за представление неимущественного иска:

  • 300 руб. – для граждан;
  • 6 000 руб. – для юридических лиц.

Квитанция об уплате пошлины включается в пакет документации, прилагаемый к жалобе.

Заявитель может просить о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты пошлины (в пределах 1 года) или уменьшении ее размера. Ходатайство заявителя оформляется определением суда, которое также прикладывается к пакету документации. При наличии льготы по уплате госпошлины к жалобе необходимо приложить копию документа, подтверждающего право на ее применение.

Как составить надзорную жалобу

Согласно п. 1 ст. 391.3 ГПК РФ документ должен содержать:

  1. Наименование суда, в который он подается;
  2. ФИО (название) и адрес заявителя;
  3. ФИО (название) и адрес других лиц, участвующих в деле;
  4. Наименование судов, рассматривавших гражданское дело в первой (апелляционной, кассационной) инстанциях и содержание их решений;
  5. Указание на постановления, которые обжалуются;
  6. Доводы, являющиеся основанием для пересмотра этих постановлений;
  7. Прошение лица, подающего надзорную жалобу;
  8. Перечень прилагаемых документов;
  9. Дату и подпись заявителя.

Прилагаемые документы

К надзорной жалобе должны быть приложены:

  • необходимое количество копий документа по числу лиц, участвующих в деле;
  • копии решений, ранее принятых в предыдущих инстанциях, заверенные соответствующими судебными органами;
  • квитанция об уплате госпошлины (определение о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера сбора и пр.).

Сканированный образ каждого документа, направляемого через Интернет, заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Председателя ВС РФ от 29.11.2016 № 46-П.

При отсутствии необходимых приложений надзорная жалоба подлежит возврату без рассмотрения по существу в 10-дневный срок со дня ее представления (п. 2 ст. 391.4 ГПК РФ).

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев – в случае истребования дела.

При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.

По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:

  • о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
  • об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.

Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.

Порядок рассмотрения жалобы в суде

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи, ранее изучившего представленные материалы, и направляет участникам дела:

  • копии надзорной жалобы;
  • копии определения о пересмотре спорного судебного акта в заседании;
  • извещения о месте и времени рассмотрения дела.

Неявка в суд участников дела, которые были извещены надлежащим образом, не препятствует проведению заседания.

Также вышеуказанные лица могут допускаться к участию в процессе путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности (ст. 155.1 ГПК РФ).

Председатель ВС РФ (его заместитель), вынесший определение о рассмотрении дела по надзорной жалобе в Президиуме, не может участвовать в заседании.

  • обстоятельства дела;
  • содержание судебных актов, принятых предыдущими инстанциями;
  • доводы, послужившие основанием для подачи жалобы.

Участники дела вправе дать объяснения, при этом первым высказывается лицо, подавшее надзорную жалобу.

Результат рассмотрения дела определяется Президиумом в порядке голосования. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр гражданского дела и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной.

По итогам заседания издается постановление об аннулировании судебного решения, принятого предыдущей инстанцией, его изменении или об отказе в удовлетворении жалобы.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его оглашения и дальнейшему обжалованию уже не подлежит, за исключением случаев пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Список источников

1. Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора.

2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

3. Статья 391.2 ГПК РФ. Порядок и срок подачи надзорной жалобы, представления.

4. “Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа” (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 46-П).

5. Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

6. Статья 333.20 НК РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям.

7. Статья 333.41 НК РФ. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.

8. Статья 391.3 ГПК РФ. Содержание надзорной жалобы, представления.

9. Статья 391.4 ГПК РФ. Возвращение надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу.

10. Статья 391.5 ГПК РФ. Рассмотрение надзорной жалобы, представления.

11. Статья 391.6 ГПК РФ. Сроки рассмотрения надзорной жалобы, представления.

12. Статья 391.7 ГПК РФ. Определение об отказе в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

13. Статья 391.8 ГПК РФ. Определение о передаче надзорной жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

14. Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

15. Статья 391.10 ГПК РФ. Порядок и срок рассмотрения надзорной жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

16. Статья 155.1 ГПК РФ. Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

17. Статья 391.11 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

18. Статья 391.12 ГПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

19. Статья 391.13 ГПК РФ. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

20. Статья 391.14 ГПК РФ. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector