0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Органы судебной власти порядок образования структура компетенция

Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:

  1. конституционное правосудие;
  2. общее правосудие;
  3. арбитражное правосудие.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

  1. между федеральными органами государственной власти;
  2. между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  3. между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Носителем судебной власти в РФ являются прежде всего судьи.

Требования к кандидату на должность судьи следующие:

  1. гражданство РФ;
  2. возрастной ценз (не моложе 25 лет);
  3. высшее юридическое образование;
  4. стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;
  5. отсутствие медицинских противопоказаний.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами субъектов Российской Федерации, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

Органы судебной власти порядок образования структура компетенция

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В правовом государстве судебная власть независима, решения суда неподвержены влиянию любого властного органа. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции. Система федеральных органов судебной власти включает: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Впервые в структуру судебной власти Конституция включила органы прокуратуры Российской Федерации, которые осуществляют уголовное преследование и поддерживают государственное обвинение в судебном разбирательстве.

Назначение судебной власти — защита прав и свобод граждан, конституционного строя России, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов. В своей работе судебная власть опирается на Конституцию, федеральные конституционные законы о судебной системе. В России нет и не может быть государственных и общественных органов, которые имели бы право рассматривать уголовные, гражданские и другие дела.

В своей работе суды различной компетенции руководствуются определенным процессуальным законодательством:

− Конституционный Суд применяет нормы, закрепленные в Законе о Конституционном Суде;

− суды общей юрисдикции при рассмотрении дел применяют нормы гражданско-процессуального и уголовно-процессуального кодексов, а также кодекса об административных правонарушениях;

− арбитражные суды в своей деятельности руководствуются арбитражно-процессуальным законодательством.

Основной закон устанавливает также высшие органы судебной системы Российской Федерации: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из высших федеральных судов. Конституционный Суд решает вопросы:

• о соответствии Конституции федеральных законов, указов Президента, нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, актов субъектов Федерации. При этом Конституционный Суд решает только правовые вопросы. Не все субъекты имеют право обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов власти. Этим правом обладают только:

— Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума, группа депутатов (1/5 всех членов Совета Федерации или Госу­дарственной Думы), Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;

— Конституционный Суд разрешает споры о компетенции. Такие споры возникают тогда, когда один орган берет полномочия другого органа, т.е. присваивает чужие полномочия. Это споры, прежде всего, между федеральными органами власти — Президентом, Федеральным Собранием, Правительством Рос­сии, федеральными судами, а также споры между высшими го­сударственными органами субъектов Федерации;

— толкование, разъяснение отдельных положений Конституции необходимо в связи с тем, что не все конституционные нормы полно и доступно раскрывают смысл, органы и граждане одинаково понимают и применяют конституционные нор­мы. Конституционный Суд является единственным государственным органом, который дает толкованием разъяснение положений Конституции. Оно обязательно для всех государственных органов и граждан: Если Конституционный Суд признал нормативные акты неконституционными, они лишаются юридической силы. Не соответствующие Конституции еще не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры не вводятся в действие и не могут применяться;

— еще одно полномочие Конституционного Суда связано с его участием в процедуре отрешения Президента от должности. Конституционный Суд дает заключение только о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Если Конституционный Суд принял решение о том, что порядок не соблюден, рассмотрение обвинения прекращается.

Читать еще:  Общая база судебных приставов проверить задолженность онлайн

Верховный Суд возглавляет систему судебных органов, кото­рые осуществляют надзор за деятельностью судов общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации является высшей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам — верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, то есть Верховный Суд пересматривает дела, рассмотренные высшими судами субъектов Федерации и выносит по ним окончательные постановления. Верховный Суд также изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам применения законодательства. Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

1. Пленума Верховного Суда.

2. Судебной коллегии по гражданским делам.

3. Судебной коллегии по уголовным делам.

4. Военной коллегии.

5. Президиума Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда — коллегиальный орган, который дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных дел. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда, которые публикуются в Бюллетене Верховного Суда. Свои разъяснения Верховный Суд основывает на обобщении решений судов, их целью является обеспечение единообразия в судебной практике.

Высший Арбитражный Суд наряду с Конституционным Судом и верховным Судом входит в судебную систему России. При этом он возглавляет систему арбитражных судов, которая включает все арбитражные суды субъектов Федерации. К ведению Высшего Арбитражного суда отнесено разрешение экономических споров (то есть споров, втекающих из экономических правоотношений). Участниками гражданских споров, как правило, выступают юридические лица и граждане — предприниматели. К таким спорам относятся разногласия, возникающие в связи с признанием права собственности на имущество, которое находится в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности); в связи с истребованием федеральной собственности из чужого незаконного владения, а также споры в сфере управления, возникающие с участием государственных и иных органов Российской Федерации, например, дела о признании недействительными актов государственных и иных органов Российской Федерации, Дела о банкротстве и другие. Таким образом, арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические (имущественные) и споры в сфере управления. Процедура судебного разбирательства арбитражных судов во многом совпадает с гражданским процессом в судах общей юрисдикции.

Военные суды входят в федеральную систему и создаются в гарнизонах, армиях, других воинских соединениях.

Конституцией России запрещено создание чрезвычайных судов, так как их создание неприемлемо в правовом государстве.

Финансирование судов производится централизовано из федерального бюджета в твердых суммах. Это дает возможность судам нормально работать, быть независимыми от властей. Военные суды финансируются Министерством обороны.

Принцип разделения властей, зафиксированный в ст. 10 Конституции Российской Федерации, обуславливает необходимость формирования судебной власти, независимой от законодательной и исполнительной властей, способной самостоятельно осуществлять присущие ей функции. Провозглашая принцип разделения властей, Конституция Российской Федерации распространяет его действие на все уровни государственной власти — федеральную государственную власть и государственную власть субъектов Российской Федерации.

Не менее значимым для построения судебной власти в Российском государстве выступает принцип федерализма, который обуславливает тот факт, что судебная система Российской Федерации состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, а также предполагает разделение судебной власти между Российской Федерацией и ее субъектами.

Однако подобные выводы разделяются не всеми исследователями. В юридической литературе, в частности, отмечается, что «в основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную разделение по вертикали) и разделения государственной власти на федеральную и власть субъектов Федерации (разделение по горизонтали) лежат принципиально иные закономерности и потому они образуют принципиально различные по своему содержанию конституционные проблемы

Ученые, занимающиеся проблемами организации и функционирования судебной власти: Абросимова Е.П., Лебедев В.М., Никитин A.B. Авакьян С.А., Алебастрова И.А., Баглай М.В., Бамматов P.P., Батова С.А., Боботов C.B., Боброва H.A., Богданова H.A., Гуценко К.Ф., Давыдов В.А., Ершов В.В., Жуйков В.М., Жилин H.A., Зражевская Т.Д., Иродов С.С., Изварина А.Ф., Карельский В.В., Клеандров М.И., Ковалев М.А., Кутафин O.E., Лазарев Л.В., Лебедев В.М., Лусегенова Е.С., Магомедов A.M., Мамаев С.А., Масликов И.С., Нерсесянц B.C., Никитина A.B., Орлов Ю.К., Овсепян Ж.И., Перевалов В.Д., Русинова С.И., Рянжин В.А., Савиций К).И., Семенов В.М., Сергеев А.И., Скуратов Ю.И., Стецовский Ю.И., Страшун Б.А., Темушкин О.Б., Топорнин Б.Н., Фойницкий И.Я., Хабриева Т.Я., Черемных Г.Г., Чиркин В.Е., Швецов В.И., Энтин Л.М. и другие.

Проблеме конституционного правосудия и мировой юстиции в субъектах Российской Федерации посвящаются труды Бобровского М.Б., Боброва В.К., Витрука Н.В., Гатауллина А.Г., Дмитриева Ю.Л., Железнова Б.Л., Зорькина В.Д., Кряжкова В.А., Мельниковой Э.Б., Митюкова М.А., Несмеяновой С.Я., Шаркова И.Г. и других.

Читать еще:  Обжаловать действия судебного пристава исполнителя

Органы судебной власти: формирование, структура

Формирование органов судебной власти

Государство, выступая в качестве сложного механизма права, функционируя за счет своей внутренней структуры, работает по особой системе. Данная система не всегда была представлена в том виде, в которой мы ее сейчас наблюдаем.

Первоначально государственный строй на земле характеризовался в качестве родоплеменного. При этом ваш вождь безоговорочно властвовал в отношении своих подданных. Однако со временем люди осознали, что родоплеменные общины не могут контролировать большое количество людей. То есть для осуществления данного контроля необходима более сложная и упорядоченная структура. Такой весьма эффективной структурой стало государство.

Впоследствии была разработана теория разделения властей, в которой было выделено отдельное место судебной власти. Данный принцип подразумевает единоначалие в рамках координирования деятельности страны. При этом все ветви власти взаимосвязаны друг с другом, оказывая определенное влияние в так называемой системе сдержек и противовесов. Функции данных ветвей власти различны, что и обуславливает их самостоятельность.

Готовые работы на аналогичную тему

Сегодня судебные органы выступают в качестве иерархии, в рамках которых реализуется право на рассмотрение определенной категории дел или разрешения конкретного спора. Данная система хорошо зарекомендовала тебя на территории России, так как является весьма эффективной. Её применение возможно на всех уровнях судопроизводства.

Структура органов судебной власти

При этом различные судебные органы имеют свою юрисдикцию, определяемую его структурной принадлежностью.

Таким образом, здесь выделяют следующие органы судебной власти:

  • Конституционный Суд РФ;
  • суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды.

Данные органы имеют самостоятельное полномочия в различных сферах, которые отличаются друг от друга. Для граждан наиболее близко система судов общей юрисдикции, так как именно сюда чаще всего обращаются за защитой нарушенных прав и свобод. При этом нужно учитывать, что существуют суды различных инстанций. Например, суд первой инстанции выступает в качестве лишь одного звена всей системы судебных органов.

Для граждан наиболее востребованным является суд общей юрисдикции. В частности, в данной сфере рассматриваются гражданские, уголовные, административные дела, Которые наиболее часто встречаются. Если у граждан возникает какие-либо вопросы, они могут обратиться в районный или местные суды, которые расположены по определенным участкам.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Районные суды также разрешают отдельные процессуальные вопросы, например, могут избрать подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу.

Выделяют также категорию военных судов, которые в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами также осуществляют функцию правосудия. Однако сфера деятельности данных органов весьма ограничена, что обусловлено их полномочиями и специфическим кругом субъектов.

Суды субъектов федерации выступают в качестве судов вышестоящей иерархией. В частности, районные суды будут подчиняться судам субъектов.

Особое место в данной системе занимают арбитражные суды. Основным предназначением данных судов является разрешение экономических споров по различным категориям, в частности, данные суды рассматривают дела о банкротстве, экономические споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, исковое производство и так далее. Обособленность данных судов обусловлена их функциональным предназначением, а именно особой категорией рассматриваемых споров.

Основной задачей КС РФ является осуществление конституционного правосудия, что является важной пмиссией в условиях существования правового государства.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Особое место в системе разделения властей занимают органы судебной власти Судебная власть принципиально отличается от иных ветвей власти, как по своим задачам и функциям, так и по процедуре осуществления.

Как правило, суд не создает общих правил поведения, как это делают органы законодательной и исполнительной власти. Исключение составляют страны англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Австралия и пр.) Основная задача судов – осуществление правосудия. Судебные органы на основе действующих в государстве правовых норм рассматривают и решают конкретные гражданские, уголовные или административные дела. Судебная власть имеет ряд отличительных черт:

1. имеет конкретизированный характер (осуществляется применительно к конкретным лицам и конкретной ситуации).

2. осуществляется единолично судьей или судебной коллегией.

3. осуществляется в особой процессуальной форме.

В рамках каждого государства формируется своя судебная система, во многом уникальная и непохожая на другие. Органы правосудия могут быть подразделены на две основные категории: государственные и негосударственные суды. Преимущественная роль, безусловно, отводится государственным судам. Но в некоторых государствах в силу сложившейся традиции негосударственные суды также могут иметь значительный вес. К негосударственным могут быть отнесены:

общественные суды (например, товарищеские суды в России), которые рассматривают незначительные споры и правонарушения;

— религиозные суды (функционируют, как правило, в некоторых мусульманских странах и рассматривают дела о нарушении норм Корана и других священных книг);

— суды обычного права (действующие в рамках племени, существуют в некоторых странах Африки, Азии и Океании).

Читать еще:  Обжалование решения мирового судьи по гражданскому делу

Что же касается государственных судов, то их система четко структурирована и имеет сложный, многоуровневый характер. Здесь возможны различные варианты построения судебной системы, но все государственные суды можно классифицировать на следующие виды:

1. суды общей юрисдикции (рассматривают уголовные и гражданские дела) функционируют в любом государстве, но различаются по своей компетенции. Число инстанций общих судов не одинаково, обычно от двух до четырех. Высшей судебной инстанцией общих судов является, как правило, Верховный суд государства.

2. административные суды существуют в некоторых странах континентальной Европы (Германия, Франция), а также Азии и Африки. Рассматривают административные споры. При отсутствии административных судов в судебной системе государства (например, как в России) административные споры рассматриваются судами общей юрисдикции.

3. арбитражные суды рассматривают экономические споры между предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами. Подобные суды существуют в России, в Украине, в республиках бывшей Югославии. Компетенция подобных судов ограничена только узким кругом хозяйственных вопросов.

4. Конституционные суды выполняют функцию надзора за конституционностью законов и иных нормативных правовых актов. Специфическая функция конституционных судов, по мнению ряда авторов не позволяет отнести их к власти судебной. Например, В.Е. Чиркин относит конституционные суды к контрольной власти. В федеративных государствах могут существовать конституционные суды субъектов федерации. В ряде стран (США и пр.) не существует специального органа конституционного надзора. Эти функции выполняет Верховный суд государства.

5. Специальные суды. В ряде государств существует система специальных судов, на которых возложена функция рассмотрения отдельных (достаточно узких) категорий дел. В качестве таких судов можно отметить суды по делам несовершеннолетних (США, Израиль). В настоящий момент вопрос о создании подобных судов решается в России. К числу специальных судов можно отнести суды по трудовым спорам, действующие в ряде стран, военные суды (военные трибуналы), а также чрезвычайные суды.

Порядок образования судов различен. В одних государствах судьи назначаются на должность (например, в России), причем на определенный, достаточно длительный срок или пожизненно. В других государствах существует смешанная система, при которой судьи некоторых инстанций избираются, а других – назначаются на свою должность (например, в США).

Билет № 4

Органы законодательной власти: порядок образования,

Структура, компетенция.

В соответствии с принципом разделения властей важнейшую роль в системе органов государственной власти играет законодательно-представительный орган государства – парламент.

Парламент– это высший коллегиальный орган государственной власти, принимающий, изменяющий и отменяющий законы.

Парламент состоит из представителей народа – депутатов. Порядок формирования парламента может быть различным. Существует три основных способа получения депутатского мандата: наследование, назначение, избрание.

Наследованиедепутатских полномочий в настоящее время имеет место только в одной стране – Великобритании. Большинство членов верхней палаты парламента (Палаты лордов) являются наследственными пэрами, передавая свой титул и место в Палате лордов наследникам (в том числе и женщинам).

Назначениедепутатов достаточно широко распространено в современных государствах. Как правило, полностью или частично назначаются депутаты верхней палаты в унитарных (Иордания, Белоруссия) и некоторых федеративных (Германия) государствах. Назначение депутатов может осуществляться главой государства — монархом (Иордания), президентом (Белоруссия). Депутаты верхней палаты могут также назначаться федеральным правительством (Канада), или правительствами субъектов федерации (Германия).

Избрание депутатов является наиболее распространенным способом формирования парламента. Выборы депутатов могут быть прямыми или косвенными. В первом случае депутаты избираются непосредственно населением (депутаты Государственной Думы РФ), во втором – специально формируемыми коллегиями или другими органами государственной власти. Выборы проходят по одной из указанных избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной или смешанной.

Структура парламента может быть весьма многообразной. Но все это многообразия можно свести к трем основным видам. В.Е. Чиркин, в частности отмечает, что парламент может состоять из одной, двух, и даже трех частей. Однопалатный парламент наиболее распространен в развивающихся странах (Ангола, Сенегал, Мозамбик и пр.). В некоторых из таких государств в структуру парламента включается также глава государств – президент (Танзания) или монарх. Двухпалатный парламент включает в свой состав две палаты. Обычно их называют верхняя (Сенат) и нижняя (Национальное собрание, Государственная Дума, Палата представителей и пр.) Нижняя палата, как правило, избирается всем населением.

Парламент может иметь различный объем полномочий. В.Е. Чиркин отмечает существование трех видов парламентов: с неограниченными полномочиями (США), с ограниченными полномочиями (Франция) и консультативные (Катар).

Полномочия парламента можно разделить на следующие группы:

1. законодательные (принятие законов)

2. организационные (создание и формирование других органов государственной власти)

3. согласовательные (утверждение кандидатур на другие государственные должности)

4. контрольные (увольнение министров, отставка правительства и пр.)

5. прочие полномочия (ратификация международных договоров, осуществление правосудия в отношении некоторых высших должностных лиц государства и пр.).

Билет № 5

Органы исполнительной власти:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector