1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация центрального банка

Правовой статус и функции Банка России

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля; денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно—кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • организует оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Читать еще:  Как посмотреть начисленные баллы спасибо от сбербанка

ЦБ поделит банки на группы

Банк России вчера опубликовал на своем сайте проект указания «Об оценке экономического положения кредитных организаций». По сути, речь идет о том, что ЦБ выработал новые критерии устойчивости банков, причем войти в число наиболее устойчивых смогут далеко не все кредитные организации. В первую очередь не войдут те, кто не попал в систему страхования вкладов. А это более 200 российских банков.

Новое указание ЦБ отменяет прежние указания от 31 марта 2000 года #766-у «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» и от 16 января 2004 года #1379-у «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов». В нем ЦБ планирует разделить банки на пять классификационных групп (см. справку). При классификации будет оцениваться выполнение банками обязательных нормативов ЦБ, их финансовая устойчивость и наличие примененных к ним мер воздействия со стороны регулятора. При этом финансовая устойчивость банка будет зависеть не только от его финансового положения, но и от оценки качества управления и прозрачности структуры собственности. Иными словами, от раскрытия реальных собственников.

Как пояснил Ъ первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов, появление нового указания было запланировано давно. «В принципе, это наш внутренний документ, и мы не обязаны были им делиться. Однако мы решили это сделать, чтобы и банки знали, как их оценивают»,— заявил Ъ господин Козлов.

В первые две группы наиболее устойчивых банков попадет, по оценке ЦБ, большинство банков, входящих в систему страхования вкладов (ССВ). Это более 900 кредитных организаций. Гораздо меньше ясности с еще более чем 240 банками. Поскольку новое указание ЦБ базируется на критериях отбора банков в ССВ, те, которые в эту систему не попали, могут быть отнесены в три оставшиеся группы, то есть признаны неустойчивыми или недостаточно устойчивыми. «ЦБ вводит более универсальную систему оценки в том числе для того, чтобы подтянуть оставшиеся вне ССВ банки до общего уровня — независимо от того, по каким причинам они туда не попали»,— объясняет руководитель ЦМЭИ «БДО Юникон» Елена Матросова. Одновременно, считают эксперты, может возрасти количество отзывов у банков лицензий. «Массового отзыва лицензий не будет, но количество претендентов на эту процедуру увеличится»,— полагает старший аналитик агентства «Русрейтинг» Юлия Архипова.

Большинство специалистов, которые успели ознакомиться с документом, отметили его сильные стороны. Так, госпожа Архипова считает, что «оценка со стороны ЦБ становится более прозрачной и понятной, в ней все еще присутствует возможность экспертной оценки, но многие пункты уже формализованы». А по словам председателя правления «Абсолют банка» Николая Сидорова, «ЦБ немного изменил подход к классификации банков, сделав его, по сути, рейтинговым, учитывающим не только обороты кредитных организаций, но и показатели их финансовой устойчивости. Это один из наиболее оптимальных способов классификации банков в масштабе страны».

В то же время ряд участников рынка полагает, что открытая классификация банков по группам может негативно сказаться на их клиентской базе. «Банки-конкуренты могут использовать факт отношения к какой-либо группе в качестве черного PR в борьбе за клиента»,— рассуждает заместитель гендиректора компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова.

Игорь МОИСЕЕВ, Юлия ЧАЙКИНА, Александр ПОТАПОВ

Как банки разделят на группы

Группа 1. Кредитные организации без выявленных недостатков. Банки, у которых группы показателей финансового положения и качество управления оцениваются как удовлетворительные, а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной.

Группа 2. Кредитные организации с повышенными рисками. Организации, не имеющие текущих трудностей. При этом допускаются незначительные отклонения от нормативов в течение операционного месяца, за исключением норматива достаточности собственных средств (Н1) и/или нормативов мгновенной и текущей ликвидности (Н2 и Н3).

Группа 3. Кредитные организации, испытывающие текущие трудности. Допускается несоблюдение нормативов Н2 и Н3 в течение операционного месяца. Структура собственности оценивается как непрозрачная, а качество управления сомнительным.

Группа 4. Кредитные организации с серьезными проблемами. Деятельность таких организаций сопряжена с угрозой их финансовой устойчивости, а их устранение предполагает срочные меры со стороны ЦБ и владельцев кредитной организации. Не соблюдается норматив Н1, качество управления неудовлетворительное.

Группа 5. Кредитные организации в критическом положении. Имеются основания для начала проведения процедуры банкротства и отзыва лицензии.

«Банки смогут оценить сами себя»

Указание ЦБ «Об оценке экономического положения кредитных организаций» прокомментировал первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов.

— Чем новый документ отличается от того, который использовался при приеме банков в систему страхования вкладов?

— В нем скорректированы отдельные показатели финансовой устойчивости и расширены показатели качества управления в сторону дополнительного охвата критериев. Набор критериев оценки будет шире, чем в системе страхования вкладов. В частности, мы планируем оценивать и прозрачность собственности. Вместо двух групп банки будут разделены на пять, а фактически — четыре. Пятая — это уже совсем плохо.

— Пятая группа — это автоматический отзыв лицензии?

— Автоматический отзыв лицензии бывает только по основаниям, предусмотренным в законе. Здесь можно сказать наоборот: наличие у банка оснований для отзыва лицензии автоматически переводит его в пятую группу. То есть сначала с банком что-то должно случиться, а потом мы начинаем его оценивать. Ровно как и в остальных группах.

— Сколько банков попадет в каждую группу?

— Не скажу, к тому же у нас пока действует старая методика. Но можно сказать с уверенностью, что 99% банков, входящих в систему страхования, попадают в первые две группы. С остальными же банками ситуация разная. Есть очень хорошие банки, а есть так себе. Когда документ будет принят, банки смогут оценить сами себя, чтобы понимать, как на них смотрят в Центральном банке.

— Когда указание вступит в действие?

Читать еще:  Лицензий лишились еще два банка

— Документ уже обсуждался на комитете банковского надзора, внутри центрального аппарата Банка России, в подразделениях надзорного блока. Сейчас ему предстоит один-два месяца обсуждения в банковских кругах, чтобы банкиры могли дать свои рекомендации, замечания и предложения. Затем снова вернемся к формированию новой версии документа для того, чтобы принять его по всем правилам. Я думаю, он вступит в силу в начале следующего года.

Классификация ЦБ

Ценные бумаги различаются в зависимости от того, какого рода обязательство (имущественное право) удостоверено ею. Денежное обязательство может быть удостоверено векселем, чеком, облигацией, депозитным или сберегательным сертификатом (денежной бумагой). Корпоративные обязательства удостоверяются акцией, являющейся корпоративной бумагой. Товарные ценные бумаги удостоверяют права на товары и услуги (жилищные сертификаты и целевые товарные облигации). К ним относятся и товарораспорядительные ценные бумаги (коносамент, складское свидетельство, закладная), удостоверяющие право на распоряжение и получение соответствующего имущества.
По способу выпуска различаются эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Эмиссионными являются ценные бумаги, выпускаемые в массовом порядке (выпусками) для обращения на организованном рынке (акции, облигации, производные от них бумаги). Выпуск и обращение эмиссионных ценных бумаг регулируются Законом о рынке ценных бумаг. Неэмиссионные ценные бумаги выпускаются (выдаются) по мере необходимости и удостоверяют индивидуальный объем прав (векселя, чеки, коносаменты, складские свидетельства и др.).
В зависимости от эмитента ценные бумаги могут быть государственными, муниципальными или частными. Эти бумаги различаются тем, каким имуществом обеспечены удостоверенные ими обязательства. Так, обязательства Российской Федерации обеспечены всем находящимся в федеральной собственности имуществом. Эти обязательства могут быть краткосрочными (до года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства субъектов РФ гарантированы имуществом соответствующего субъекта, они погашаются в сроки, определенные условиями заимствования, не превышающие 30 лет. Обязательства муниципальных образований обеспечены имуществом этих образований, их срок не может превышать 10 лет. Обязательства частных лиц обеспечены имуществом этих лиц.
По способу определения управомоченного лица различаются предъявительские, именные и ордерные ценные бумаги. От вида ценной бумаги зависит, в частности, способ передачи прав по такой бумаге.
Права, удостоверенные предъявительской ценной бумагой, принадлежат лицу, которое ее предъявит, а субъект, обязанный по ценной бумаге, должен исполнить предусмотренное ею обязательство лицу, предъявившему бумагу, — держателю.Предъявительские ценные бумаги могут быть выпущены в форме государственной облигации, банковской сберегательной книжки на предъявителя, векселя.
Именная ценная бумага удостоверяет принадлежность указанных в ней прав лицу, которое прямо названо в такой бумаге. Исполнение по ней должник осуществляет этому лицу. Именные ценные бумаги могут выпускаться в виде чека, акции, облигации, сберегательного сертификата, коносамента и др.

Права по ордерной ценной бумаге могут принадлежать лицу, названному в ценной бумаге (первый владелец), либо лицу, назначенному его распоряжением (ордером, приказом).
В зависимости от вида индоссамента он может быть бланковым, т.е. не указывать лица, которому должно быть произведено исполнение, или ордерным — содержащим такое указание. В случае утраты предъявительской или ордерной ценной бумаги права по ней могут быть восстановлены в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством (ст. 148 ГК). В отличие от предъявительской или ордерной, именная ценная бумага может быть истребована у лица, которое ее удерживает (ст. 301 ГК). В случае, если именная ценная бумага утрачена, права могут быть восстановлены путем обращения к выдавшему ее лицу.

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам: срок существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные; форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная); форма обращения (порядок передачи): передаваемые по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца —индоссамента); форма выпуска: эмиссионные или неэмиссионные; цели использования: инвестиционные (цель — получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках), наличие начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);

Бездокументарные ценные бумаги фиксацию прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в том числе в бездокументарной форме (с помощью средств электронно-вычислительной техники

Субъекты гражданского права Субъектом гражданских правоотношений являются физические лица (граждане РФ; иностранные граждане; лица без гражданства), юридические лица и публично-правовые образования (Российская Федерация; ее субъекты; муниципальные образования).

Способность быть субъектом гражданского права определяется гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью.

Гражданская правоспособностьэто способность субъекта иметь гражданские права и нести обязанности.

В Российской Федерации правоспособность признана в равной мере за любым гражданином, а из организаций — только за юридическими лицами. Государство, являясь особым субъектом гражданского права, также обладает правоспособностью, особенности которой определяются ролью государства.

Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается со смертью.

Содержание гражданской правоспособности составляют следующие права:— иметь имущество на праве собственности;— наследовать имущество;— заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью;— создавать юридические лица как самостоятельно, так и совместно с другими лицами;— совершать любые не запрещенные законом сделки;— выбирать место жительства;— иметь авторские права, иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности;— иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособностьспособность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

По объему дееспособности граждане подразделяются на:1) Полностью недееспособные (малолетние) — не могут приобретать права и обязанности; от их имени выступают их законные представители (родители, опекуны

2) Полностью недееспособные лица по состоянию здоровья — не могут приобретать права и обязанности; им назначается опекун, который совершает все (в том числе и мелкие бытовые) сделки3) Частично дееспособные (граждане от 14 до 18 лет) — участвуют в гражданском обороте самостоятельно и от своего имени, но с письменного согласия своих родителей либо лиц, их заменяющих 4) Ограниченно дееспособные граждане, злоупотребляющие спиртным или наркотическими веществами и тем самым ставящие семью в тяжелое материальное положение. 5) Полностью дееспособные граждане:по достижении 18 лет;при вступлении в брак до достижения 18-летнего возраста;по эмансипации.

Быть субъектом права, т.е. приобретать гражданские права и принимать на себя обязанности, вправе только те организации, которые являются юридическими лицами.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Требование организационного единства юридического лица — это обязательное условие для существования организации как субъекта права, поскольку в противном случае станет невозможным определение того, кто же является носителем гражданских прав и обязанностей.

Ограничение гражданина в дееспособности.

Приобретенная в 18 лет дееспособность может быть в дальнейшем ограничена, либо вообще утрачена.

Ограничение дееспособности возможно лишь в случаях и в порядке, установленных законом (п. 1 ст. 22 ГК РФ). Речь в данном случае идет об уменьшении имевшейся у лица дееспособности. Над ограниченным в дееспособности гражданином устанавливается попечительство.

Ограничение дееспособности возможно только в двух случаях.

· При наличии достаточных оснований несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может быть лишен или ограничен в праве распоряжаться доходами (только по решению суда), если ранее он не приобрел полной дееспособности путем вступления в брак до 18 лет или в порядке эмансипации. Такое ограничение производится судом по заявлению родителей, усыновителей, попечителей гражданина, либо органов опеки и попечительства. Обязательным условием является установление факта неразумного расходования своих доходов (на наркотические или алкогольные вещества, азартные игры и пр.).

· Полностью дееспособный гражданин может быть ограничен судом в дееспособности, если он вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ).

Читать еще:  Как установить сбербанк онлайн на андроид

Таким образом, закон устанавливает ряд условий:

· ограничение дееспособности возможно только для лиц, злоупотребляющих наркотическими или алкогольными веществами;

· употребление наркотиков или алкоголя влечет непосильные расходы на их приобретение, и в результате близкие гражданина попадают в тяжелое материальное положение.

Гражданин, ограниченный в дееспособности по правилам ст. 30 ГК РФ, самостоятельно совершает мелкие бытовые сделки и несет имущественную ответственность по своим обязательствам. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может только с согласия попечителя.

Одним из важных факторов, влияющих на дееспособность гражданина, является психическое здоровье. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (ст. 29 ГК РФ).

Для признания гражданина недееспособным, согласно ст. 258 ГПК РФ, в суд могут обратиться члены семьи гражданина, прокурор, орган опеки и попечительства, психиатрическое лечебное учреждение. Над таким гражданином устанавливается опека.

Вопрос 3. Сущность и классификация центральных банков

Центральный банк – это центральное звено банковской системы государства или группы государств, главный регулятор экономики, осуществляющий денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями.

В мире в начале 2013 г. функционировало 179 банков (институтов) перового уровня, банковской системы стран мира.

Таблица 1 — Названия банков (институтов) первого уровня банковских систем стран мира(на начало 2013 г.)

Классификация центральных банков

1. В зависимости от принадлежности капитала: государственные, частные, смешанные

Таблица 2 — Доля общественной (государственной и муниципальной) собственности в капитале центральных банков

2. В зависимости от числа стран, в которых они должны функционировать:

— национальные — созданные для выполнения функций центрального банка для единичного государства;

— наднациональные — выполняющие функции центрального банка и не принадлежащие данным странам.

3. По уровню функционирования центральных банков, можно выделить:

— одноуровневые, могут быть как национальными (Банк Японии, Норвежский банк, Центральный банк Исландии и др.), так и наднациональными;

— двухуровневый. Чаще наднациональный.

Одноуровневый наднациональный банк может быть как коллективным, так и национальным центральным банком другого государства.

У этих государств отсутствуют собственные национальные банки, поэтому их функции официально или не официально выполняют центральные банки других государств или коллективные центральные банки. Валюты, эмитируемые данными центральными банками, эти страны используют в качестве внутренних денег на своих территориях.

Коллективными одноуровневыми наднациональными банками являются:

1) Банк государств Центральной Африки — является центральным банком для 6 государств: Габон; Камерун; Центральноафриканская Республика; Чад; Экваториальная Гвинея; Республика Конго.

2) Центральный банк государств Западной Африки — является центральным банком для 8 государств: Бенин; Буркина-Фасо; Гвинея- Бисау; Кот-д’Ивуар; Мали; Нигер; Синегал; Того.

3) Восточно-карибский Центральный банк — является центральным банком для 6 государств: Антигуа и Барбуда; Гренада; Доминика; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Китс и Невис; Сент- Люсия.

Национальными центральными банками других государств, выступающими в качестве наднациональных банков, являются:

1) ФРС США — для Маршалловых островов, Федеративных штатов Микронезии и Палау.

2) Швейцарский национальный банк — для Лихтенштейна.

3) Резервный банк Австралии — для Кирибати, Науру, Тувалу.

Двухуровневый наднациональный банк может быть как коллективным, так и национальным центральным банком другого государства.

Наднациональный (коллективный) центральный банк, например, в странах ЕС создан Европейский центральный банк (центральный банк первого уровня), который является как бы главным банком над национальными центральными банками, а для стран евро значение этого банка оказывается еще больше из-за того, что он призван формировать валютную политику для стран еврозоны.

Национальный центральный банк одного государства — национальный центральный банк другого государства.

Например, ЦБ РФ можно считать наднациональным центральным банком для Национального банка Абхазии и Национального банка Южной Осетии. ФРС США можно считать наднациональным центральным банком для Центрального резервного банка Сальвадора, Центрального банка Эквадора и Центрального банка Тимор-Лесте (Восточный Тимор).

3. По модели организации центрального банка:

— Единая централизованная система с вертикальной структурой управления, которая включает в себя центральный аппарат и терри­ториальные учреждения (Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

— Сочетания элементов цент­рализма и определенной самостоятельности на местах (Федеральная резервная система США). В каждом из 12 резервных округов штатов, которые выделены по Закону о Федеральной резерв­ной системе (1913 г.), расположен Федеральный резервный банк, выполняющий функцию центрального банка для коммерческих бан­ков данной территории (ФРБ Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Кливленда, Ричмонда, Атланты, Чикаго, Сент-Луиса, Миннеаполи­са, Канзас-Сити, Далласа и Сан-Франциско). Федеральные резерв­ные банки — акционерные, их капитал образуется из взносов част­ных коммерческих банков — членов ФРС.

Вопрос 4. Функции и элементы структуры центрального банка

Центральный банк выполняет следующие общие функции:

— регулирующую — регулирует денежную массу в обращении путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмис­сии, проводит политику минимальных резервов, либерализации или ужесточения валютного регулирования, регулирует спрос и предло­жение на кредит;

— контролирующую — осуществляет контроль над функциони­рованием банковской системы, в том числе контроль над соблюдени­ем экономических нормативов коммерческими банками, валютный контроль;

— информационно-исследовательскую. Это функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Цент­ральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную инфор­мацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы.

— монопольного денежно-эмиссионного центра заключается в том, что центральные банки в настоящее время обладают монопольным правом на выпуск банкнот;

— функцию банка правительства. Центральный банк как исполнитель осуществляет исполнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещении государственного долга;

— банка банков (рассчетный центр, кредитор последней инстанции), Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на корреспондентском счете;

— проводника официальной денежно-кредитной и валютной политики;

— органа надзора за банками и финансовыми рынками.

В структуре центрального банка, как и всякого другого банка, имеется четыре блока.

Первый блок¾ это банковский капитал, отображающий в большинстве случаев капитал национальных центральных банков как часть капитала, выделяемого государством при организации данного учреждения. В отличие от капиталов коммерческих банков, отделившихся от капиталов промышленности и торговли, капитал центрального банка чаще всего образуется с помощью ресурсов государственного бюджета.

Второй блок охватывает специфическую деятельность центрального банка, в совокупности выполняющего денежно-кредитные операции, составляющие основу его экономического оборота, и в отличие от коммерческих банков осуществляющего эмиссию наличных денег в обращение.

Третий блок— это особая группа людей, обладающих знаниями и навыками в сфере банковского дела, регулирования денежно-кредитных отношений. Персонал центрального банка является государственными служащими.

Четвертый блок, который выходит за рамки экономической теории, часто называют производственным, ибо он охватывает банковскую технику, здания, сооружения, средства связи и коммуникации, информационные системы, определенные виды производственных материалов. Разумеется, без этого блока, так же как без совокупности каждого отдельного другого блока, структура оказалась бы незавершенной, центральный банк не представлял бы собой целого явления, способного к специфическому функционированию.

К принципам деятельности центрального банка, т. е. основополагающимнормам и правилам политики центрального банка, носящим обязательныйхарактер, относятся:

— выбор явного номинального якоря денежно-кредитной политики;

— экономическая и политическая независимость центрального банка;

— ответственность и подотчетность центрального банка перед обществом;

— информационная открытость (транспарентность) денежно-кредитной политики.

188.64.173.24 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector