2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности функционирования банковских систем

Структура современной банковской системы Российской Федерации

Меня никогда особо не интересовали акции, структура банковской системы, кредитование и прочие экономические темы. До тех пор, пока мне не пришлось лично столкнуться с банковской системой в России, однако тогда я долго искала точную и верную информацию об этой теме, ведь практически никто раньше не писал об этом.

Спустя несколько лет я стала профессионально разбираться в экономике, в том числе и в банковской системе РФ. Если Вам так же, как и мне пару лет назад, нужно разобраться в банковской теме, то я с удовольствием расскажу Вам обо всех её тонкостях.

Итак, начнём с определения банковской системы:

  • Банковская система — это совокупность различных видов национальных банков и кредитных организаций, действующих в рамках общего денежного-кредитного механизма.

Структура банковской системы Российской Федерации

В России существует двухуровневая банковская система:

  1. Верхний, самый главный уровень, занимает Центральный Банк России (Центробанк, или ЦБ). Очевидно, что он же занимает главенствующую позицию среди остальных банков, и обладает большими полномочиями по сравнению с ними. Выделим основные функции ЦБ РФ: эмиссия (выпуск) денег, контроль деятельности других коммерческих банков и выдача им лицензии, а также регулирование стоимости национальной денежной единицы.
  2. Второй уровень состоит из различных кредитных организаций. Они включают в себя коммерческие банки (+иностранные банки) и небанковские кредитные организации(НКО). Многие люди, внимательно не вникающие в экономику, ошибочно полагают, что коммерческие банки и небанковские кредитные организации различаются только по названию, однако это не так.
  • В первую очередь, стоит заметить, что коммерческие банки работают с физическими лицами, в то время как некоммерческие кредитные организации работают только с юридическими лицами (работать с физическими лицами им запрещено).
  • Во-вторых, коммерческие банки работают с иностранной валютой в любом виде, а НКО только в безналичном порядке.
  • В-третьих, условный капитал банков составляет 5 000 000 евро, а НКО всего лишь 100 000 евро.
  • В-четвертых, НКО, в отличие от коммерческих банков, запрещено создавать филиалы и представительства.

Таким образом, различия между НКО и коммерческими банками существенные, поэтому стоит их запомнить, чтобы не путать эти кредитные организации.

Небанковские кредитные организации

Для лучшего понимания термина «небанковские кредитные организации» я хочу привести небольшой список примеров НКО:

  1. Лизинговые компании.
  2. Ссудно-сберегательные общества.
  3. Кредитные союзы и кооперация.
  4. Инвестиционные фонды.
  5. Страховые общества.
  6. Паевые (взаимные) фонды.
  7. Пенсионные фонды.
  8. Инкассаторские фирмы.
  9. Ломбарды.
  10. Организации финансовых рынков.
  11. Трастовые компании.
  12. Крилинговые (расчетные) центры.
  13. Пункты проката.
  14. Дилинговые предприятия.
  15. Иные кредитно-финансовые организации.

Особенности и подвохи небанковских кредитных организаций

Стоит отметить, что в последние несколько лет количество небанковских кредитных организаций в России стремительно растёт. Точно определить, с чем это связано, нельзя, однако можно предположить, что рост возникновения НКО в России является следствием лишений лицензий многих коммерческих банков. Ведь именно на базе таких банков обычно организовываются НКО. Сейчас же на законодательном уровне устанавливается все больший контроль за подобными организациями в связи с их ростом и активной деятельностью.

Чтобы окончательно разобраться в теме НКО, стоит отметить порядок открытия и регистрации НКО, которые проходят в два этапа:

  1. Первый этап состоит из сбора учредительных документов (бизнес-плана, уставного капитала и его содержания, структуры организации и ее состава и других документов), которые передаются в Центральный банк для дальнейшего рассмотрения.
  2. На дальнейшем этапе эти документы рассматриваются Центральным Банком Российской Федерации, который позже и выносит свое решение по поводу создания данной организации.
  3. Принятое Центральным банком решение передается в регистрационный орган уполномоченным органом.
  4. Затем в реестр вносится запись, и Вы получаете извещение о вынесенном решении.
  5. Если Ваша заявка одобрена Центробанком, то нужен стопроцентный взнос уставного капитала, заявленного в документах, переданных в Центральный Банк на первом этапе.

Небанковский кредитные организации часто ассоциируются со словом «риск» и это вполне оправданно, ведь, вкладывая свои сбережения в НКО, вы рискуете значительно больше, чем вкладывая деньги в коммерческий государственный банк, потому что в нем есть страховка в отличие от НКО.

Итак, некоммерческие кредитные организации в наше время обрели значительную популярность, хотя многие люди все же опасаются их и предпочитают сотрудничать лишь с государственными банками. Открыть свою НКО не так просто, как кажется на первый взгляд, потому что контроль за подобными организациями растет с каждым годом. Деятельность некоммерческой кредитной организации после регистрации также скрупулезно контролируется Центральным Банком Российской Федерации.

Функции банковской системы Российской Федерации

У банковской системы РФ есть множество различных функций, однако мы выделим лишь самые важные:

  1. Эмиссионная функция банковской системы заключается в производстве и перераспределении денежных средств в стране. Это одна из самых главных функций системы, потому что банки соединяют в себе денежные ресурсы большинства участников рынка, а это уже составляет огромный экономический ресурс.
  2. Регулятивная функция заключается в регулировании спроса и предложения на рынке.
  3. Эффективное проведение платежей в экономике страны.

Отдельной функцией Центрального Банка является контроль над деятельностью всех кредитных организаций страны.

Таким образом, очень важно поддерживать целостность и правильное функционирование банковской системы страны, потому что она выполняет очень важные функции в ее экономике.

Особенности банковской системы РФ.

Основные проблемы банковской системы Российской Федерации

В связи с тем, что банковская система в России развита не слишком хорошо, у нее имеются ряд серьезных проблем, которые затормаживают развитие системы в стране. Одной из главных подобных проблем является низкий профессиональный уровень руководящего звена в банковском деле.

Также еще одной проблемой является высокая зависимость банковских организаций от крупных акционеров и финансово-промышленных групп. Также некоторые банковские организации напрямую зависят от иностранных капиталовложений, что иногда затрудняет стабильность и рост банковской организации.

Остальные проблемы можно разделить на две группы:

Основной внутренней проблемой современной банковской системы РФ является недоверие населения к банкам. Большая часть населения России остаются неграмотными в экономической сфере, в связи с чем появляются страхи и недоверие к банкам, ведь принцип их работы и необходимость их существования они не в силах понять. Именно поэтому очень важно стараться разбираться в экономической сфере, ведь рано или поздно каждому в жизни придется с этим столкнуться.

Еще одной серьёзной проблемой является низкий уровень капиталовложений и большая доля невозвращенных кредитов. Именно эти два фактора влияют на дальнейший рост и развитие банковской организации. Если вовремя не устранить их, то организация просто обанкротится.

Основной внешней проблемой банковской системы является излишняя зависимость экономического сектора Российской Федерации от изменяющегося курса рубля. Говоря иными словами, основной внешней проблемой банковской системы Российской Федерации является нестабильность национальной разменной валюты, от которой полностью зависит экономический сектор страны.

Состояние банковской системы РФ на данный момент

Банковская система СССР была одноуровневой, что привело к кризису, поэтому на замену старой одноуровневой системе пришла двухуровневая система, проявившая себя эффективнее предыдущей. В настоящее время банковская система в России развивается значительными рывками: качество обслуживания и уровень модернизации становятся с каждым годом все выше. Также одной из современных тенденций является появление многочисленных филиалов и представительств не только внутри страны, но и за рубежом.

В настоящее время преобладают крупные и средние банки, которые «поглотили» мелкие, потому что это позволило наиболее эффективно использовать экономические, энергетические и трудовые ресурсы банков. Говоря иными словами, в наше время все сильнее себя проявляет такое явление как монополизация.

Особенности функционирования банковской системы РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуткаев К.О., Асланов Г.А., Танделова О.М.

В статье рассмотрены теоретические аспекты современной банковской системы РФ, приведена статистика банков , прекративших свою деятельность за последние 4 года и причины, приведшие к этому.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гуткаев К.О., Асланов Г.А., Танделова О.М.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования банковской системы РФ»

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

© Гугкаев К.О.*, Асланов Г.А.*, Танделова О.М.*

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ

В статье рассмотрены теоретические аспекты современной банковской системы РФ, приведена статистика банков, прекративших свою деятельность за последние 4 года и причины, приведшие к этому.

Ключевые слова банк, банковская система, Центральный банк РФ.

Банковская система является составной частью рынка ссудных капиталов и представляет собой совокупность различных банков. Банки, как элементы банковского сектора, связывают субъекты экономики, из этого следует, что от устойчивости банковской системы зависит положение всей экономики. В связи с нестабильным положением российской и мировой банковской сферы в целом, мы попытались рассмотреть структуру банковской системы РФ и проследить изменения, коснувшиеся её, за последние 4 года.

В зависимости от взаимосвязей банков с государством и друг с другом, характера функций, выполняемых банками, различают два исторически сложившихся типа банковской системы:

— распределительная (централизованная) банковская система;

— рыночная банковская система [3].

Банки — это огромное достижение цивилизации. Сегодня они представляют собой специализированные организации, которые аккумулируют временно свободные денежные средства юридических лиц и населения, предоставляют их во временное пользование в виде кредитов, оказывают посреднические услуги во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, производят кассовое обслуживание физических и юридических лиц, осуществляют другие операции с деньгами и денежным капиталом [2].

В странах со слаборазвитыми экономическими структурами функционирует, как правило, банковская система распределительного (централизованного) типа, для которой характерны:

1. государственная монополия банковского дела (исключительное право государства на проведение банковских операций, создание новых, ликвидацию или реорганизацию действующих банков;

* Студент кафедры Систем автоматизированного проектирования.

* Студент кафедры Автоматизированной обработки информации.

» Доцент кафедры Экономической теории, кандидат экономических наук, доцент.

2. государственная собственность на банки;

3. ответственность государства по обязательствам банков;

4. централизованное управление;

5. одноуровневое построение.

Особенность одноуровневого построения состоит в том, что все банки, в том числе центральный эмиссионный, выполняют функцию кредитного обслуживания хозяйства. В условиях одноуровневой банковской системы через посредство различных банков, по сути, из одного центра происходит распределение кредитных ресурсов. Хотя формально в системе имеется несколько видов банков, на практике центральный банк выполняет функции коммерческих банков, выступая единым кредитным центром, а все остальные выполняют свои операции строго в соответствии с директивами Центробанка.

Читать еще:  Как посмотреть начисленные баллы спасибо от сбербанка

В странах с развитой экономикой действует рыночная банковская система, для которой характерны:

1. отсутствие государственной монополии банковского дела;

2. многообразие форм собственности на банки;

3. отсутствие ответственности государства по обязательствам банков (за исключением ответственности по застрахованным вкладам) и ответственности банков по обязательствам государства;

4. децентрализованное управление системой;

5. двухуровневое построение, т.е. строгое разделение функций центрального и коммерческих банков [3].

На рисунке ниже показана структура банковской системы РФ.

По характеру деятельности банки делятся на коммерческие и специализированные. Коммерческие банки, как правило, универсальные.

Специализированные банки ограничивают количество банковских операций одним-тремя видами услуг или выделяют один из видов деятельности. Эти банки классифицируются в основном по трем критериям:

В настоящие время все банки являются универсальными, т.е. выполняют все виды кредитных, расчетных и финансовых операций.

Основные функции коммерческих банков: аккумуляция временно свободных денежных средств, кредитно-расчетное обслуживание хозяйства, создание платежных средств. Можно выделить три основных элемента двухуровневой банковской системы:

— центральный банк, находящийся на верхнем уровне системы, он служит осью, центром банковской системы;

— коммерческие банки, которые являются основой банковский системы;

— учреждения банковской инфраструктуры, которые обеспечивают жизнедеятельность банковских институтов.

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. определены три цели деятельности Банка России:

— защита и обеспечение устойчивости рубля;

— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для достижения этих целей Банк России выполняет следующие функции:

1. во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5. устанавливает правила проведения банковских операций;

6. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

7. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

8. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

9. определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

10. устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

11. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

12. осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках России, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством [3].

В последние годы, в связи с увеличением количества кредитных организаций и банковских групп, ЦБ РФ особо тщательно осуществляет надзор за их деятельностью и всё чаще принимает решение о приостановлении действия лицензии или ее отзыве.

Ниже рассмотрена обстановка в сфере банковской системы в период с 2010-2014 гг. За это время было закрыто 171 кредитных организаций.

П 2010 П2011 П 2012 П 2013 2014

Рис. 2. Количество банков, прекративших свою деятельность [4]

В 2010 г. их число составило 46 банков, в их число, к примеру, вошли: Ми-комс-Банк (г. Москва), Объединенный Горный Банк (г. Москва), Волгопром-банк (г. Волгоград), Колыма-Банк (г. Магадан), Камчатпромбанк (г. Петропавловск-Камчатский), Петровский (г. Санкт-Петербург) и другие.

В 2011 г. количество закрывшихся банков составило 41, в качестве примера можно привести следующие банки: ВТБ Северо-Запад (г. Санкт-Петербург), Востокбизнесбанк (г. Владивосток), Центральная Расчетная Палата (г. Москва), Нацпромбанк (г. Москва), Нижегородпромстройбанк (г. Нижний Новгород) и другие. Основной причиной закрытия большинства данных организаций с 2010 по 2011 гг.послужило решение акционеров о ликвидации данных организаций.

В 2012 число закрывшихся банков снизилось до 30. К числу этих организаций можно отнести: Национальный Торговый Банк (г. Тольятти), Вэлком-банк (г. Пятигорск), Холдинг-Кредит (г. Москва), Трансэнергобанк (г. Махачкала), Мобилбанк (г. Ижевск) и т.д.

2013 год запомнился возросшим числом банков, прекративших свою деятельность (всего их 44). Среди них оказались: Липецкий Областной Банк (г. Липецк), Трансинвестбанк (г. Москва), Пушкино (г. Москва), Банк Развития Региона (г. Владикавказ), Мастер-Банк (г. Москва) и другие.

Не смотря на то, что 2014 год только начался, ЦБ РФ уже на момент 19.02.2014 отозвал лицензии у 10 кредитных организаций: Национальная Расчетная Компания (г. Москва), Имбанк (г. Махачкала), Надежность (г. Курган), Новокузнецкий Муниципальный Банк (г. Новокузнецк), Мой Банк (г. Москва), Природа (г. Москва), Традиция (г. Кемерово), Межрегиональный Центр Микрокредитования (г. Воронеж), Линк-Банк (г. Москва), Евротраст (г. Москва).

В большинстве случаев, основанием для закрытия банков в период с 2012 по 2014 гг. послужил отзыв лицензии ЦБ РФ, причиной отзывов является неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России:

— недостоверная отчетность, скрывающая фактическую потерю собственных средств (капитала);

— высокорискованная кредитная политика;

— проведение сомнительных безналичных операций и некоторые другие [4].

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод о том, что в российской банковской системе присутствует множество проблем, способных привести банковскую систему России к кризису. Оперативность реакции правительства и Банка России в решении данных проблем определит возможный масштаб и глубину экономического кризиса.

Прежде капиталы банков несли потери, связанные с проблемами межбанковского кредитования, на рынках акций, корпоративных облигаций и затрагивали в основном крупные общефедеральные банки. На данный момент проблемы обретают все больший масштаб и могут нанести серьезный вред региональным банкам. Рост просроченной задолженности сказывается на условиях кредитования юридических и физических лиц. Уменьшающийся объем кредитного портфеля, с продолжающимся ухудшением качества обслуживания приводят к тому, что возрастает средний уровень просроченной задолженности.

Проблемы банковской системы стали одним из главных факторов, оказывающих влияние на экономическую ситуацию в России. Именно поэтому принятие оперативных решений, по преодолению сложившихся проблем в банковской системе на правительственном и региональном уровнях, важны для дальнейшего развития экономики.

1. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело — СПб.: Питер, 2003.

2. Белоглазова Г. Н. Деньги. Кредит. Банки: учебник. — М.: Высшее образование, 2009.

3. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. — 4 изд. — Юнити, 2010.

БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

© Качалкина Я.Н.*, Глотова А.ВД Танделова О.М.*

Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет), г. Владикавказ

В статье рассмотрены вопросы регулирования трудовых отношений, виды безработицы и меры по борьбе с ней, способы привлечения и трудоустройства рабочей силы.

Ключевые слова рынок труда, безработица, МОТ, ВНП.

Рынок труда является составной частью рыночной экономики. Он представляет собой совокупность социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями по поводу условий найма и использования рабочей силы, регулирования предложений труда, занятости и безработицы [2].

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно социальной статистике многих стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимающие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда. Важно отметить, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающее попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основных категорий рабочей силы: потерявшие работу в результате уменьшения объема работ; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда [1].

В связи с различной продолжительностью периода незанятости выделяют три типа безработицы:

* Студент кафедры Автоматизированной обработки информации.

* Студент кафедры Автоматизированной обработки информации.

» Доцент кафедры Экономической теории, кандидат экономических наук, доцент.

Особенности функционирования банковской системы РФ

Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место, централизованное регулирование со стороны центрального банка), а во-вторых, рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов является реализация банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции).

Высшим органом Банка России является Совет директоров — это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России, лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также членами Правительства РФ. Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно — политических и религиозных организациях.

Читать еще:  Мини терминал ipay от приватбанка

Сам Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой управления. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Территориальными учреждениями Банка России являются и национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации.

В организационном плане структуру центрального аппарата Банка России представляют 25 департаментов и два управления, которые в совокупности осуществляют реализацию возложенных на Банк России функций.

Коммерческие банки — составное звено банковской системы. Они осуществляют активные и пассивные операции и оказывают комплекс услуг клиентам — юридическим и физическим лицам. Функционирование банка как субъекта экономической деятельности определяется совокупностью внутренних и внешних макро- и микроэкономических факторов. Работая на рынке денег, кредита, ценных бумаг, банки действуют сообразно законам спроса и предложения. В то же время значительное воздействие на поведение банков оказывает денежно-кредитная политика через систему государственного регулирования и контроля, как со стороны ЦБ, так и со стороны правительства.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать денежные средства, на расчетных счетах своей клиентуры сверх имеющихся у них ресурсов, ограничены.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфики мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих активных операций (при соблюдении установленных экономических нормативов), т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам.

Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акцепты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных путей единого государственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует поиск банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли. Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования, напротив, его значение (как текущего, так и перспективного) неизмеримо возрастает. Но основу планирования при этом уже составляют ресурсы банка, а не его вложения.

Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддерживание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

Банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Функции коммерческого банка:

1. Посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночный экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.

2. Стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Коммерческие банки, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению полученных доходов на потребляемую и накопляемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

3. Посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами. В условиях государственной монополии на общественную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики. Велика роль коммерческих банков в обеспечении расчетов в народном хозяйстве и в нашей стране.

Таким образом, основными функциями Центрального Банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Особенности функционирования банковской системы РФ

Ответ на 46-ой вопросище

1.

• Факторинг-это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней

Офшор— финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра[1]. Использование офшоров — один из самых известных и эффективных методов налогового планирования, однако у правоведов нет единого мнения о том, что можно считать оффшором

Страхование — система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда, из средств которого производится возмещение ущерба и выплата иных денежных сумм в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, наступления других событий. С., как указывал К. Маркс, составляет экономическую необходимость, т.к. общественное производство нуждается в средствах, предназначенных для покрытия чрезвычайных убытков, вызываемых случайностями и силами природы

Банкротство– разорение, финансовый крах, наступающий вследствие долговой несостоятельности из-за отсутствия средств.

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Читать еще:  Как оформить сберегательный сертификат сбербанка

2) Банковская система представляет собой совокупность кредитных организаций, функционирующих в рамках единого банковского законодательства, общее регулирование деятельности которых осуществляет Центральным Банком России.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности».

Банковская система РФ является многоуровневой:

• первый уровень — это ЦБ, который формирует нормативно-правовую базу и осуществляет регулирование денежно-кредитных отношений;

• второй уровень — кредитные организации, субъекты экономической деятельности, обеспечивающие сохранность вкладов, ведение банковских счетов клиентов и совершение платежно-расчетных операций и операций с денежными, кредитными и финансовыми инструментами, выступающие в рощи кредиторов и заемщиков на рынках капитала.

Кредитная организация — это юридическое лицо, осуществляющее банковские операции на основании лицензии ЦБ. Она может иметь любую форму собственности, но ее организационно-правовая форма по банковскому законодательству России — хозяйственное общество. Кредитная организация открывает филиалы и представительства.

Банк — кредитная организация, которая осуществляет все виды банковских операций, включая привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов. Небанковская кредитная организация — это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, устанавливаемые банковским законодательством.

Иностранный банк — это банк, являющийся таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Для совместного осуществления банковских операций создаются банковские холдинги, своеобразные группы кредитных организаций, которые образуются путем заключения договора между двумя или несколькими кредитными организациями. Банковские холдинги образуются путем преобладающего участия основной кредитной организаций в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в соответствии с заключенным основной кредитной организацией с одной или несколькими кредитными организациями договором, в результате чего основная кредитная организация получает возможность влиять на решения, принимаемые другими кредитными организациями.

Особенности функционирования банковской системы РФ

Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место, централизованное регулирование со стороны центрального банка), а во-вторых, рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов является реализация банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции).

Высшим органом Банка России является Совет директоров — это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов.

Сам Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой управления. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Территориальными учреждениями Банка России являются и национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации.

В организационном плане структуру центрального аппарата Банка России представляют 25 департаментов и два управления, которые в совокупности осуществляют реализацию возложенных на Банк России функций. Рассмотрим специфику работы этих подразделений на примере департаментов, осуществляющих надзорную функцию. Так, департамент лицензирования кредитных организаций и аудиторских фирм является структурным звеном Банка России, которое обеспечивает выполнение возложенных на Банк России функций государственной регистрации кредитных организаций, выдачи лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом. Основной задачей департамента является осуществление надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России кредитными организациями на стадии регистрации и лицензирования.

3. во-первых, почему именно мне досталась фамилия Бухарин?во-вторых,какого лешего от такой активчик? у Кашаповой вон вообще какие-т пассивы 10-тистрочные все.ладно,учим,хуже не будет)

Николай Иванович Бухарин (27 сентября (9 октября) 1888, Москва — 15 марта 1938, расстрельный полигон «Коммунарка», Московская область) — российский экономист, советский политический, государственный и партийный деятель. Академик АН СССР (1929).

Деятельность до революции

Родился в семье школьного учителя Ивана Гавриловича Бухарина (1862—1940), который с 1893 года жил в Кишинёве, где отец работал податным инспектором. Учился в 1-ой Московской гимназии. После окончания гимназии учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета (в 1911 году исключён за участие в революционной деятельности).

Во время революции 1905—1907 годов совместно со своим лучшим другом Ильёй Эренбургом принимал активное участие в студенческих демонстрациях, организованных студентами Московского университета.

Теоретический арсенал Н. И. Бухарина был исключительно велик и разнообразен, а высокая культура, богатый язык позволяли конструировать и изысканные обороты, и художественно безупречные филиппики, и строго научные академические определения, и экзотические сентенции и ламентации. Не случайно В. И. Ленин назвал его превосходно образованным марксистом-экономистом.

Путь первоначального социалистического накопления, предложенный Е, Л. Преображенским, в целом разделялся многими видными партийными и хозяйственными руководителями — Л. Д. Троцким, Л. Б. Каменевым, И. Т. Смилгой, В. В. Осинским и др. Однако со стороны Н. И. Бухарина эта концепция получила решительный отпор. Пожалуй, именно Н. И. Бухарин был едва ли не единственным теоретиком тогдашнего партийного руководства, который мог состязаться, что называется, «на равных» со столь маститым экономистом, каким был Е. А. Преображенский.

Теоретический арсенал Н. И. Бухарина был исключительно велик и разнообразен, а высокая культура, богатый язык позволяли конструировать и изысканные обороты, и художественно безупречные филиппики, и строго научные академические определения, и экзотические сентенции и ламентации. Не случайно В. И. Ленин назвал его превосходно образованным марксистом-экономистом.

Судьба этого выдающегося партийного и государственного деятеля, крупнейшего советского философа и экономиста, подлинного РОССИЙСКОГО интеллигента трагична. Травля, издевательства, моральные пытки, гражданская, а затем и физическая казнь. Весь этот, увы, «традиционный» для огромного большинства ярких, талантливых личностей того времени путь должен был от начала и до конца пройти Николай Иванович Бухарин. Система усмотрела в нем смертельную угрозу для своего существования. И он до дна испил свою горькую чашу.

В революционное движение И. И. Бухарин пришел с юношеских лет. С 1906 года-член партии большевиков. С 1917-го-член ЦК, редактор «Правды». В последующие годы являлся кандидатом Б члены и членом Политбюро, руководителем Исполкома Коминтерна, главным редактором «Правды». В 1929 году как «лидер правого уклона» был выведен из состава Политбюро ЦК ВКП(б), снят со своих постов в «Правде» и Коминтерне. С 1934 года-главный редактор «Известий». В 1937 году был исключен из партии, арестован по делу о «право-троцкистском» блоке, а в 1938-м-расстрелян IIJ приговору суда.

Н. И. Бухарин оставил колоссальное литературное наследие, включающее в себя 937 наименований книг, брошюр, статей, докладов, выступлений 1.

Назовем лишь несколько работ, отражающих взгляды Н. И. Бухарина по вопросам экономического развития страны: «Экономика переходного периода» (1920 г.), «Новый курс экономической политики» (1921 г.), «Хозяйственный рост и проблем рабоче-крестьянского блока» (1924 г.), «Новое откровение о советской экономике или как можно погубить рабоче-крестьянский блок (К вопросу об экономическом обосновании троцкизма)» (1924 г.), «О новой экономической политике и наших задачах» (1925 г.), «Путь к социализму и рабоче-крестьянский блок» (1926 г.), «Партия и оппозиция на пороге XV партсъезда» (1927 г.), «Ленинизм и проблема культурной революции» (речь на траурном заседании памяти В. И. Ленина) (1928 г.), «Заметки экономиста» (1928 г.), «К вопросу о закономерностях переходного периода» (1928 г.), «Политическое завещание Ленина» (1929 г.).

Однако самым значительным теоретическим памятником «военному коммунизму», своеобразным апофеозом ему явилась работа «Экономика переходного периода» (1920 г.). Надо сказать, что из всех многочисленных произведений Н. И. Бухарина это самое известное, хотя далеко не в лестном смысле этого слова. На протяжении многих десятилетий советские экономисты и историки при упоминании имени Бухарина привычно ссылались лишь на эту работу, цитируя обыкновенно либо те ее фрагменты, в которых он обнажал свою, если так можно выразиться, военно-коммунистическую сущность (возведенное в абсолют неприятие рынка, прославление «революционного насилия» н внеэкономического пролетарского принуждения к труду, включающего расстрелы, и т. п.), либо те положения, которые встретили резкое несогласие Ленина (например, о «конце» политической экономии с уничтожением капиталистических производственных отношений, ведь при социализме производственные отношения становятся «чистыми» и «прозрачными», а следовательно, отпадает необходимость их изучения и др.). Разумеется, одобрительные высказывания Ленина, его порой восторженные оценки, сделанные на полях «Экономики переходного периода», его поздравления в адрес Коммунистической Академии в связи со столь удачной работой одного из его членов, — все это замалчивалось. Замалчивались и другие, более поздние нэповские труды Н. И. Бухарина, из них брались лишь отдельные, казавшиеся одиозными, формулировки (например, «рыночного равновесия»), призывы (типа злополучного «обогащайтесь») и т. д. Естественно, они подвергались остракизму, ибо в них автор обязательно что-то «неоправданно недооценивал», что-то «недопустимо переоценивал», а что-то «преступно недопереоценивал». Как говорится, все было не слава богу.

Исключительный интерес в этой связи представляет собой доклад Н. И. Бухарина «О новой экономической политике и наших задачах», сделанный им на собрании актива Московской организация 17 апреля 1925 года. Здесь он углубляет свой критический анализ системы «военного коммунизма» и, говоря об объективной необходимости ее замены экономическим механизмом нэпа, твердо возражает против позиции тех, кто пытается смысл новой экономической политики свести к пресловутому «отступлению». «Но дело, конечно, не только в этом, вернее, не столько в этом. Смысл новой экономической политики, которую Ленин еще в брошюре с продналоге назвал правильной экономической политикой (в противоположность военному коммунизму, который там же, в этой брошюре, охарактеризовал как «печальную необходимость», навязанную нам развернутым фронтом гражданской войны),-в том, что целый ряд хозяйственных факторов, которые раньше не могли оплодотворять друг друга, потому что они были заперты на ключ военного коммунизма, оказались теперь в состоянии оплодотворять друг друга и тем самым способствовать хозяйственному росту» 3

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector